Эрик валеев iq: Эрик Валеев, глава архитектурного бюро IQ
Архитектор Эрик Валеев: «Фундаментальные принципы везде одни: польза, прочность, красота»
— Недавно в Москве проходил архитектурный фестиваль «Золотое сечение». На нем вы проводили мастер-класс «Москва — культурная: развитие музейных кластеров в столице и регионах». Все-таки какими будут музейные пространства в недалеком будущем?
— Пандемия и параллельное развитие рецессии в экономике повлияли на подходы к проектированию и организации деятельности многих музеев. Они в значительной степени изменились. Под новые тренды вынуждены подстраиваться даже крупнейшие выставочные площадки с великолепными коллекциями. Речь идет о том, что сегодня музейный объект не может существовать в монорежиме, например, ограничиваясь исключительно выставками. Публике это не интересно.
Я считаю, что посещение музея должно стать многосценарным. Человек должен получить не только новые впечатления или навыки, но и возможность встретиться с друзьями, провести время в приятной обстановке. Поход в музей станет обычным делом, а не редким событием, как сегодня.
— Насколько важны музейные кластеры для формирования социокультурной среды?
— Именно такие проекты и создают общественный климат. Но для того, чтобы они эффективно работали, важно учитывать ряд моментов. Я считаю, что, разрабатывая концепцию, надо обращать внимание на взаимодействие не только с посетителями, но и с обычными прохожими.
Например, часть экспозиции, расположенная снаружи музея, то есть пространства перехода внутри территории, создают интригу, заинтересовывают прохожих. Музеи должны отойти от стереотипных схем взаимодействия с посетителями по типу театра, где кулисы четко отделяют зрительный зал от сцены. Важно создавать ощущение вовлеченности и причастности к жизни музеев.
— Бюро IQ выиграло конкурс на разработку проекта музейного комплекса и фондохранилища в Коммунарке для 4 федеральных и 23 московских музеев. Как вы думаете, почему именно вашему проекту отдали предпочтение?
— Мы старались представить интересный проект, отвечающий на поставленные конкурсом вопросы. Перед нами стояла задача создать кластер в Новой Москве, который станет местом социальной активности общегородского масштаба. Он должен объединить на одном пространстве выставочные зоны фондохранилища Музея Победы, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея и еще более двух десятков крупных музеев столицы.
Все размышления о среде, объемно-пространственных решениях, эмоциональном восприятии, общественном доступе с самого начала базировались на четко продуманной схеме логистики и обеспечения безопасности объекта. Поэтому автономность каждого из музеев гармонично сочетается со взаимосвязанностью между ними. При этом мы сделали акцент на общественной составляющей, показали, что комплекс будет работать не только с посетителем, но и с районом.
— Каким будет это пространство?
— В музейном кластере можно будет посетить основные экспозиции и, что не менее важно, заглянуть в «кулуары» фондохранилищ, понаблюдать за работой ученых и специалистов, непарадной жизнью экспонатов. На территории будет конференц-зал, кинозал, выставочные пространства, образовательные зоны, мастерские, библиотека, коворкинг, магазины, кафе и ресторан. Многофункциональные площадки смогут трансформироваться под любые научные, образовательные и культурные мероприятия. Все это будет накрыто «оболочкой» парка, приподнятой над уровнем земли. Он оградит гостей и сотрудников от шума.
Мы придумали, чтобы комплекс являлся продолжением бульвара, который идет от станции метрополитена «Ольховая». В музейно-выставочном кластере будет парк, в котором расположится уличная экспозиция, открытый кинотеатр, спортплощадки. А с дорожек можно будет заглянуть в окна музеев и увидеть экспонаты. Поэтому даже прогулка по парку превратится в визуальный диалог людей и музеев, ненавязчиво подталкивая к посещению.
— Фондохранилища относятся к разным музеям, будут ли они отличаться по внешнему виду?
— Четыре корпуса для музеев федерального значения будут одинаковых размеров, но их фасадные решения будут отличаться и отражать содержание каждого из них. Например, композиции для здания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» навеяны работами мастеров русского авангарда. Фасад фондохранилища Государственного Исторического музея вдохновлен идеей наслоения исторических событий и процессов. Внешний вид корпуса для размещения предметов искусства из Третьяковской галереи можно назвать «размышлением» на тему оформления самой ГТГ. Формообразование фасада корпуса, возводимого для фондов музея Великой Отечественной войны, основано на динамике движения ветра по знамени Победы.
— Вы успешный архитектор, создавший много проектов, в том числе и торгового центра. Насколько отличается создание музея от создания ТЦ?
— Насколько эти два объекта различны, настолько они и схожи, как бы парадоксально это не звучало. Начиная любой проект, мы с командой думаем о том, что человек будет ощущать при приближении к объему. Будет ли он сразу понимать назначение объекта, захочется ли ему попасть внутрь, будет ли логичным и уместным объемно-пространственное решение, а навигация — интуитивно понятной, захочет ли человек вернуться. Поэтому подходы к разработке музея и ТЦ имеют точки соприкосновения. Но, конечно, торговый комплекс — это сугубо инвестиционный продукт, который должен зарабатывать деньги. Приоритеты при распределении площадей в них всегда на стороне коммерции, а общественные пространства лишь помогают собственникам повышать интерес целевой аудитории.
По архитектуре торговых центров можно судить о состоянии экономики, тенденциях в обществе. Например, с наступлением эпохи е-commerce, роль и значение классических моллов в обществе начала снижаться. Это не молниеносный, но закономерный и неизбежный процесс. Именно поэтому торговые объекты сегодня отказываются от привычных моноконцепций, перестраиваясь в полифункциональные центры. Застройщики стали расширять общественные пространства, отдавая под них большее количество площадей, улучшать развлекательную составляющую, привлекая арендаторов нового типа. Можно спрогнозировать, что креативная и «заботливая» архитектура будет все более востребована во всех типологиях от музеев до торгово-развлекательных центров.
— Возвращаясь к теме успешности, сколько спит востребованный архитектор?
— Мало! Если серьезно, то крупные проекты требуют интенсивной командной работы и построения четких процессов взаимодействия между сторонами. Каждое бюро решает по какому пути ему идти — от строго фиксированных часов работы в стиле проектных институтов до формата компаний Google с более свободным графиком, ставящих во главе угла выполнение конкретной задачи. В любом случае архитектура — это всегда многовекторный, а значит крайне затратный по времени и количеству прилагаемых усилий процесс.
— В одном из интервью вы сказали, что любой архитектор всегда хочет построить музей, музей вы строите. А храм архитектор хочет построить? И какими бы вы принципами руководствовались для его создания?
— Чем разнообразнее типологии над которыми мы работаем, тем интереснее и богаче путь в профессии, поэтому создать храм мне было бы не менее интересно, чем музей. Фундаментальные принципы везде одни: польза, прочность, красота, которые неразрывно связаны с уместностью, актуальностью, открытостью, комфортом.
— Темой фестиваля была заявлена архитектура в качестве драйвера креативных индустрий. Как вы думаете, справится ли она с этой задачей?
— Есть много точек зрения на вопрос влияния архитектуры на общественные и экономические процессы — от полного бессилия до абсолютной власти. Я отношу себя в большей степени к архитектурным оптимистам, чем к скептикам. Даже на наших объектах я наблюдал действительно существенные преобразования среды после окончания строительства. Например, участок у фасада ТРЦ «Хорошо» из темного тротуара вдоль забора превратился в оживленную общественную площадь, а недавно завершенная территория редевелопмента в одном из регионов активизировала целый район. Представляете, сотрудники, оказавшись в новых пространствах, стали иначе вести себя, работать и общаться. Поэтому, на мой взгляд, архитектуре по силам действительно многое.
— И последний вопрос — как вы оцениваете работы, представленные на фестивале?
— На фестивале традиционно представлены все знаковые достижения отечественной архитектуры. Я начал принимать в нем участия еще со студенческих лет, а в последнее время все чаще в качестве члена жюри. В будущее я и мои коллеги смотрим с большим оптимизмом!
Елена Сердечнова
Фото предоставлено архитектором Эриком Валеевым
современный архитектор по природе уже частично бизнесмен :: От первого лица :: Статьи
Основатель и руководитель бюро IQ Эрик Валеев считает, что любой успешный бизнес — это все-таки творческий процесс. Как сочетать роль архитектора и бизнесмена — продолжим обсуждать сегодня на сессии «Истории успеха» в рамках выставки «Открытый город. Образование». Внимание: время начала сессии изменилось: 17.15.Архсовет: Какие пути есть у выпускника архвуза на рынке трудоустройства сегодня?
Эрик Валеев: Их несколько — это работа в чужом бюро, работа на фрилансе, организация собственного бюро и работа в около архитектурном поле, либо иной сфере.
Архитектурное образование формирует широкий диапазон навыков, и часто студенты архитектурного ВУЗа в дальнейшем профессиональном плане находят себя в фотографии, брендинге, дизайне, IT-сфере, fashion-индустрии, медиа, музыке и пр. Это ни хорошо, ни плохо, а является результатом многогранности профессии.
Архсовет: Что нужно, чтобы создать собственное бюро? Назовите три основные вещи.
Эрик Валеев: Непреодолимое желание. В первую очередь, делать все по-своему, отвечать за людей и за принятые решения. Необходимо иметь видение того, какими должны быть пространства, среда, города и желание воплощать это видение в жизнь.
Второе — клиенты. Офис постоянно надо кормить — это абсолютно не похоже на фриланс. Это большая ответственность и, конечно, на первых порах необходим проверенный клиент или заказ, которые могут поспособствовать становлению бюро.
Третье — опыт. Это необходимый фактор даже для молодого бюро, полученный, как правило, архитекторами еще в студенчестве и первые годы работы. Это опыт как проектирования, так и общения с клиентом. С первого заказа клиент доверят вам свое время и деньги и, несмотря на молодость, у бюро нет права подводить клиента.
Архсовет: Какими навыками должен обладать молодой руководитель? Назовите три качества.
Эрик Валеев: Самоотдача, это первое. Полная самоотверженность, преданность своему делу, готовность отдать бюро полное рабочее и зачастую свободное время. Второе — преданность архитектуре. Необходимо глубоко чувствовать значимость самой дисциплины и попросту любить архитектуру и все, что с ней связано. Только это поможет на первых порах не сдаться, несмотря на все трудности. И третье — скажем так, бизнес-ориентированность. Существуют различные модели организации архитектурного бюро. Самая простая — партнерская, где один человек отвечает за финансовую часть, а другой за творческую. Но если говорить об основателе бюро и главном архитекторе в одном лице, то такой человек определенно должен обладать предпринимательским складом ума.
Архсовет: Назовите приобретенные в институте навыки, которые оказались для вас очень полезными. И навыки, которым вас не научили в вузе.
Эрик Валеев: К полезным навыкам отнесу упорство, уважение к дисциплине, развитие пространственного видения; навык при жестких дедлайнах выдавать максимально качественный результат; чувство композиции и пропорций.
То, чему не научили — это коммуникация и презентация проектных решений; актуальные конструктивные знания; концентрация на предпроектных исследованиях; логический подход к построению пространства и архитектуры в целом; осознание значимости целостного видения всех факторов, влияющих на формирование архитектуры.
Архсовет: В чем плюсы, а в чем минусы работы молодого архитектора не в своем бюро?
Эрик Валеев: К положительным факторам работы не в своем бюро я бы отнес получение опыта проектирования, погружение в сформированный архитектурный язык бюро, заложенные принципы работы; получение опыта функционирования устоявшегося бюро; отсутствие проблемы поиска заказа и как следствие — беспрепятственная возможность работать непосредственно над архитектурой; финансовая стабильность.
Минусы — это не всегда имеющаяся возможность для самовыражения. Редко есть возможность сформировать уникальный архитектурный язык. Следование правилам, традициям и культуре, установленным в конкретном бюро, тоже не всегда просто.
Архсовет: Как сочетать роль архитектора и бизнесмена/руководителя бюро?
Эрик Валеев: Настоящий архитектор впитывает и использует все, что происходит вокруг: достижения науки и технологий, мысль и поэзию времени. Произвести архитектурный объект — не значит только спланировать, нарисовать и сформировать, это означает создать что-то, отвечающее задачам, запросу, экономике; полезное и уместное. Архитектор уже давно не просто «главный строитель», а намного более комплексная фигура, где экономические навыки не только могут, но и должны уживаться с творческим началом. Крайне наивно полагаться на то, что выпустив блестящий проект на бумаге, он будет воплощен в том же виде, без постоянного участия архитектора на всех этапах, включая распределение финансовых потоков и управления ими. Все это подводит нас к тому, что современный архитектор по своей природе уже частично бизнесмен.
Также важно понимать, что любой успешный бизнес — творческий процесс, структурированный, спланированный, но творческий. Важно найти тот баланс материального и нематериального, и, думаю, именно в такой гармонии возможно производить качественную архитектуру.
| ||||||||
Премия и конкурс A’ Design Award and Competition направлены на то, чтобы подчеркнуть превосходную квалификацию лучших дизайнеров, дизайнерских концепций и ориентированных на дизайн продуктов во всем мире во всех творческих дисциплинах и отраслях. | ||||||||
![]()
| ||||||||
Основная цель премии — создать рекламу, PR и рекламные возможности для победителей премии в области дизайна, одновременно поддерживая глобальную культуру дизайна, создавая стимулы для участников, чтобы придумывать превосходные проекты для лучшего будущего. A’ Design Awards — это главный ежегодный конкурс дизайна с участием жюри, который награждает лучших дизайнеров, архитекторов, инженеров, дизайн-студий, бренды и компании, ориентированные на дизайн, со всего мира, чтобы обеспечить им известность, известность и признание. Премия и конкурсы A’ Design Award и конкурсы организуются и присуждаются ежегодно и на международном уровне в самых разных категориях. Каждый год проекты, ориентированные на инновации, технологии, дизайн и креативность, награждаются премией A’ Award. В то время как реализованные проекты находят возможности для публикации, выхода на новые рынки и встречи с широким кругом покупателей для своих существующих продуктов, организация также помогает творческим умам и стартапам встречаться с деловыми людьми для реализации своих идей продукта. Премия и конкурс A’ Design Award и конкурс имеют очень хорошо разработанную методологию выбора лучших проектов с использованием строгих критериев оценки, процессов слепого оценивания, нормализации оценок, перекрестного сопоставления и т. д., чтобы награждать только лучших дизайнеров и фирмы, которые действительно заслуживают особого признания. Жюри премии A’ Design состоит из академиков, профессионалов, представителей предприятий и фокус-групп и следует строгим правилам, чтобы обеспечить справедливую и этичную оценку. Логотип A’ Design Award & Competition, присуждаемый международными экспертами, пользуется доверием во всем мире и обозначает проверенное временем качество дизайна. Компании и дизайн-студии используют свою победу в конкурсе A’ Design Award как видимый символ в своих коммуникациях. Для потенциальных клиентов логотип лауреата премии A’ Design Award является ориентиром при поиске лучших дизайнов и креативных услуг на рынке. Узнайте о преимуществах здесь. Участие в конкурсе A’ Design Award & Competition демонстрирует стремление к инновациям, перепроектированию, переосмыслению и мужество сравнивать себя с другими в соревнованиях. Целью A’ Design Award является выделение, реклама и поддержка хорошего дизайна, а также предоставление победителям широкой и интенсивной рекламы, известности и престижа.
| ||||||||
| ||||||||
|
| ||||||||
Премия и конкурс A’ Design Award and Competition направлены на то, чтобы подчеркнуть превосходную квалификацию лучших дизайнеров, дизайнерских концепций и ориентированных на дизайн продуктов во всем мире во всех творческих дисциплинах и отраслях.![]() | ||||||||
| ||||||||
Основная цель премии — создать рекламу, PR и рекламные возможности для победителей премии в области дизайна, одновременно поддерживая глобальную культуру дизайна, создавая стимулы для участников, чтобы придумывать превосходные проекты для лучшего будущего. Премия и конкурсы A’ Design Award и конкурсы организуются и присуждаются ежегодно и на международном уровне в самых разных категориях. Каждый год проекты, ориентированные на инновации, технологии, дизайн и креативность, награждаются премией A’ Award. В то время как реализованные проекты находят возможности для публикации, выхода на новые рынки и встречи с широким кругом покупателей для своих существующих продуктов, организация также помогает творческим умам и стартапам встречаться с деловыми людьми для реализации своих идей продукта. Премия и конкурс A’ Design Award и конкурс имеют очень хорошо разработанную методологию выбора лучших проектов с использованием строгих критериев оценки, процессов слепого оценивания, нормализации оценок, перекрестного сопоставления и т. Логотип A’ Design Award & Competition, присуждаемый международными экспертами, пользуется доверием во всем мире и обозначает проверенное временем качество дизайна. Компании и дизайн-студии используют свою победу в конкурсе A’ Design Award как видимый символ в своих коммуникациях. Для потенциальных клиентов логотип лауреата премии A’ Design Award является ориентиром при поиске лучших дизайнов и креативных услуг на рынке. Узнайте о преимуществах здесь. Участие в конкурсе A’ Design Award & Competition демонстрирует стремление к инновациям, перепроектированию, переосмыслению и мужество сравнивать себя с другими в соревнованиях. Целью A’ Design Award является выделение, реклама и поддержка хорошего дизайна, а также предоставление победителям широкой и интенсивной рекламы, известности и престижа.
| ||||||||
| ||||||||
|