Экология проекты: Национальный проект «Экология»
Национальный проект «Экология»
Цель национального проекта «Экология» – кардинально улучшить экологическую обстановку и положительно повлиять на оздоровление россиян. В этой многосторонней работе принимают участие органы власти, исполнители, кураторы федеральных проектов, общественные организации и граждане.
Национальный проект включает в себя 9 федеральных проектов. Работа ведется по пяти направлениям: отходы, вода, воздух, биоразнообразие, технологии. Срок реализации нацпроекта – до 31 декабря 2024 года.
Паспорт нацпроекта можно скачать здесь.
Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности
Федеральный проект направлен на создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, на введение в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию. ..
Читать
Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма
Федеральный проект направлен на создание условий устойчивого развития особо охраняемых природных территорий и экологического туризма. Предполагается увеличение совокупной площади ООПТ на территории России. Сроки реализации проекта 01.08.2018…
Читать
Чистая страна
Федеральный проект направлен на рекультивацию наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов. Предполагается, что по итогам реализации проекта, существенно улучшатся…
Читать
Сохранение уникальных водных объектов
Федеральный проект направлен на сохранение и восстановление водных объектов, включая реку Волга, озера Байкал и Телецкое, вовлечение населения в мероприятия по очистке берегов водных объектов. Сроки реализации проекта 10.01.2019…
Читать
Сохранение озера Байкал
Федеральный проект направлен на сохранение и восстановление биоресурсного потенциала и биологического разнообразия водных объектов Байкальской природной территории, снижение антропогенной нагрузки на экосистему озера Байкал, а также на сокращение.
..Читать
Разделяй и сохраняй: экологические проекты студентов
Студенты российских вузов объединяются в экологические клубы, инициируют эко-проекты, проводят мастер-классы и лекции по экологии в школах и университетах, исследуют водоемы и почвы, исчезающие виды животных и растения, создают новые уникальные био-материалы, а также системы и приборы мониторинга окружающей среды. Об экологических проектах студентов и их старших коллег рассказываем в нашем материале.
Ученые Демидовского государственного университета выяснили, что помогает адаптироваться к неволе амурскому тигру. Участниками исследовательской группы стали, в том числе, студенты вуза. С начала XX века численность самого крупного и самого редкого подвида семейства кошачьих – амурского тигра – существенно сократилась. Важное условие его выживания – наличие свободной территории площадью 800 км², поэтому большое значение имеет восстановление этой популяции в условиях природных и зоологических парков. Главной героиней проекта стала тигрица Ярославского зоопарка Яшма. Чтобы справиться с недостатком движения Яшмы, биологи Демидовского университета оборудовали вольер тигрицы более сложными конструкциями с подвесными элементами, а также использовали емкости с пищевым наполнением для имитации процесса охоты. Благодаря исследованиям биологов процесс адаптации Яшмы к условиям зоопарка был завершен быстро и успешно. На основе полученных данных, ученые и студенты Демидовского университета разработали рекомендации по повышению благополучия тигров в условиях неволи.
В рамках инициативного российско-австрийского проекта «REFCOND_VOLGA» студенты Тверского государственного технического университета совместно с коллегами из Австрии занимаются мониторингом ненарушенных водных экосистем бассейна Верхней Волги. Основная цель проводимой студентами работы – изучение гидробиологического, термического и гидрохимического режима ненарушенных экосистем водотоков в бассейне Верхней Волги. Мониторинг таких экосистем вносит большой вклад в развитие научных основ водной экологии равнинных рек и дает информацию о сезонной и годовой изменчивости водных экосистем на опорных участках рек Восточной равнины. В рамках проекта на реках Тверской области впервые применили метод экологической ДНК (eDNA), позволяющий неинвазивно подсчитывать и идентифицировать виды водных организмов.
Студенты экологического объединения ReGreen Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого разработали и внедрили проект системы раздельного сбора отходов на территории университета. Установка специальных контейнеров стала возможной благодаря победе команды ReGreen в грантовом конкурсе Федерального агентства по делам молодежи. «Впервые на уровне вуза запущена стационарная система раздельного сбора отходов. Во многих вузах существуют инициативы по установке контейнеров, но территория Политеха – как небольшой город, и требовалось предложить системное решение. Раздельный сбор наряду с привычной схемой вывоза уже закреплен в основном университетском договоре по обращению с отходами», – отмечает инициатор проекта, студентка Инженерно-строительного института СПбПУ Елизавета Храпкина.
Команда ReGreen
Студенты специальности «Техносферная безопасность» Тульского государственного университета научились определять уровень загрязнения воздуха в ходе работы над проектом «Система экологического мониторинга атмосферного воздуха промышленного региона», который был отмечен бронзовой медалью салона изобретений «Архимед – 2020». «На основе полученной информации мы составляем динамическую карту загрязнения воздуха с учетом температуры, влажности, скорости и направления ветра. Это позволяет не только формировать представление о реальном состоянии атмосферного воздуха, но и прогнозировать возможные неблагоприятные ситуации и предотвращать их наступление. Изобретение запатентовано», – рассказали авторы проекта. Кроме того, на кафедре охраны труда и окружающей среды ТулГУ ведутся работы по исследованию водоемов. Некоторые результаты уже были получены в ходе исследований загрязнения реки Упы Тульской области.
Магистрант Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Татьяна Кулакова исследовала влияние полигонов твердых бытовых отходов на городскую среду, процессы образования и эмиссию фильтрационных вод, образующихся в результате разложения отходов. В ходе работы студентка разработала оптимальную комбинацию стадий очистки городской среды при минимальных затратах. Коллега Татьяны, выпускник СПбГАСУ Павел Разумов разработал альтернативную систему питания для дизельных двигателей. «Снижение топливных затрат повлечет за собой снижение транспортных расходов на перевозку товаров и грузов, что, в свою очередь, благотворно скажется на их себестоимости», – отмечает Павел.
Павел Разумов
Магистрант направления подготовки «Экология и природопользование» Северо-Кавказского федерального университета Юлия Белак разработала проект по восстановлению почв, загрязненных тяжелыми металлами, на Урупском горно-обогатительном комбинате. В рамках проекта удалось выявить лучшие виды и сорта растений, пригодные для рекультивации, а также провести комплекс методов очистки сточных вод, грунтов и воздуха на модельных системах. Результаты исследования были представлены на Большом географическом фестивале в Санкт-Петербурге.
Инициативная группа «Молодежный климатический блок» Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета занимается сбором архивных данных о сельскохозяйственных угодьях и ведет совместные работы со специалистами и учеными СВФУ и Института мерзлотоведения по разработке методического пособия, с помощью которого учителя и общественники смогут проводить экологический мониторинг сельскохозяйственных угодий. «С каждым годом обществу становятся все заметнее изменения глобального климата. За последние 30 лет среднегодовая температура в Центральной Якутии повысилась примерно на 3 градуса, тогда как на планете за последние 100 лет температура повысилась примерно на 1 градус. Такие изменения в окружающей среде уже серьезно влияют на традиционные виды природопользования местных жителей, хотя каких-либо точных данных о размерах влияния глобального потепления на сельскохозяйственную деятельность нет. Мы хотим привлечь школьников-исследователей к сбору информации о влиянии глобального изменения климата на ландшафты природных экосистем, расположенных на вечной мерзлоте, на ведение сельского хозяйства, состояние пастбищ, сенокосных угодий и пахотных земель», – рассказывает автор проекта, выпускница СВФУ Людмила Аргунова.
Молодежное общественное экологическое движение «Зеленая волна», организованное студентами Пензенского государственного университета, насчитывает более 3500 участников. По итогам учебного года активистами было собрано более 100 тонн мусора, высажено 16 000 деревьев и обустроено семь экологических троп. Кроме того, студенты провели большую просветительскую работу: выступили с открытыми лекциями в школах Пензенской области, провели десятки тематических мероприятий. В этом году ежегодный экологический фестиваль «Зеленая волна – за зеленую губернию», организаторами которого являются добровольцы движения, прошел в онлайн-формате. Активисты «Зеленой волны» обсудили тему «Роль молодежи в охране окружающей среды» с коллегами из Воронежской области, Волгоградской области, республики Алтай, республики Чувашия и республики Крым.
По инициативе студентов Новосибирского государственного университета экономики и управления был организован эколого-экономический клуб. Члены клуба активно сотрудничают в вопросах экологического просвещения и образования с государственными, общественными и коммерческими структурами, участвуют в организации и организуют самостоятельно различные эко-просветительские мероприятия, среди которых акция по сбору макулатуры «Сдай бумагу – сделай благо!», интеллектуальная игра «Экологика» и эко-урок для школьников младших классов «Разделяй с нами». Вырученные со сбора макулатуры средства направляются в Фонд защиты диких животных WWF в рамках спасения редких и исчезающих видов.
Студенты Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» разрабатывают методику утилизации отработанных солнечных панелей. Проект «Вторичное использование и утилизация компонентов солнечных панелей по окончании их срока эксплуатации» реализуется студентами кафедры инженерной защиты окружающей среды совместно с Кадисским университетом (Испания). «За прошедшие два года мы приняли участие в программе развития стартапов и большом количестве конкурсов – от Перми до Рио-де-Жанейро. Это помогло нам определиться с основным вектором развития исследований. Продукт, который мы разрабатываем, не имеет аналогов. И сама область экологичности альтернативных источников энергии на стадии их утилизации в принципе мало изучена – как в России, так и за рубежом», – рассказала аспирант кафедры ИЗОС Мария Степанова.
Студенты кафедры «Химия» Донского государственного технического университета разработали биосовместимую добавку для лакокрасочных покрытий, придающую им функцию самоочищения. Химики безопасным способом синтезировали гибридный материал, используемый в качестве моделирующей добавки в защитные покрытия. Этот материал наделит окрашенную поверхность функцией самоочищения под воздействием солнечной энергии. Получаемые на основе нового композита материалы не токсичны, биосовместимы, а также более дешевы в сравнении с представленной на рынке импортной продукцией.
Участники научно-общественного проекта Владивостокского государственного университета экономики и сервиса «Ревитализация Второй Речки» занимаются решением проблем загрязнения городских водотоков в рамках долговременной программы «Исследование экологического состояния водоемов и водотоков полуострова Муравьева-Амурский и разработка рекомендаций по их восстановлению», созданной Дальневосточной межрегиональной общественной экологической организацией «Зеленый крест». Исследователи планируют провести комплекс работ по изучению растительности в различных зонах Второй речки. По итогам изучения будут разработаны мероприятия по восстановлению речной экосистемы.
Студентка Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова Елизавета Антонова защитила проект по раздельному сбору вторсырья «#Разделяй!» В рамках проекта планируется установка контейнеров для раздельного сбора вторсырья на территории корпусов университета. Партнерами стали региональное отделение Российского экологического общества в Чувашской Республике и «ППВ Вторсырье». Все средства, вырученные от сдачи вторсырья, будут направлены на приобретение новых контейнеров. Проект «#Разделяй!» получил грантовую поддержку Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц Росмолодежи.
Темы для экспериментов по экологии
Обновлено 19 июня 2019 г.
Автор: Кари Норборг Картер существо нашей планеты. Планирование экологических экспериментов вокруг чего-то столь сложного, как экология, может показаться непосильной задачей.
Но экология охватывает множество увлекательных областей науки, включая экологию экосистем, поведение животных, экологию популяций и физиологическую экологию.
Ecosystem Ecology Experiments
••• Ryan McVay/Digital Vision/Getty Images
Экосистема состоит из живых, или биотических, и неживых, или абиотических, частей взаимосвязанного сообщества. Абиотические аспекты экосистемы включают почву, воздух, воду, солнечный свет и химический состав почвы и воды. Биотические компоненты включают растения, травоядных, плотоядных и детрифагов.
Чтобы проиллюстрировать, как работает экосистема, попробуйте построить две или более идентичных миниатюрных наземных или водных экосистем в большом закрытом сосуде или аквариуме. Обеспечить необходимые компоненты типичной экосистемы, в том числе:
- Съедобные растения
- почва
- Маленькие травоядные животные
- Детриворы
- Pond Water
- AIR
- Источник света
Из -за одного фактора в Ecosystem, такой как количество световых или водных, пока они не получают все остальные факторы одинаковы, чтобы увидеть, какие изменения происходят в мини-экосистеме. Наблюдайте за взаимодействием между организмами и проверяйте изменения в состоянии здоровья животных, кислотности воды и другие обнаруживаемые изменения.
Поведение животных
••• Jupiterimages/Photos.com/Getty Images
Животных вокруг нас интересно наблюдать за ними. Используя немного научной дисциплины, можно превратить эти наблюдения в научный эксперимент.
Попробуйте установить кормушки для колибри из прозрачного стекла, содержащие сахарную воду разных цветов, и посмотрите, какие кормушки предпочитают птицы. Какое отношение это может иметь к приспособлениям, которые колибри развили, чтобы выжить в окружающей среде?
Вы можете пойти еще меньше и взять его в классную комнату, изучая маленьких и легко управляемых животных, таких как насекомые или крабы-отшельники. Создайте жилую зону для этих животных и ежедневно наблюдайте за ними.
Прежде чем делать наблюдения, придумайте несколько экологических гипотез и посмотрите, совпадает ли реальность с вашей гипотезой. Делайте заметки о том, как они взаимодействуют друг с другом, какую пищу они предпочитают, где они находятся в своем вольере и многое другое.
Подтвердилась ли ваша гипотеза сделанными вами наблюдениями? Почему или почему нет?
Проекты по экологии популяции
••• NA/Photos.com/Getty Images
Экология популяции изучает факторы, влияющие на популяцию определенных видов, такие как доступность пищи, температура, хищники или скученность.
Чтобы провести исследование экологии популяции, подсчитайте источники пищи, например, растения, на измеряемой территории и запишите изменения с течением времени в популяции потребителей.
Или поместите разное количество видов растений или мелких животных, например, ряски или сверчков, в два или более одинаковых мини-аквариумов или террариумов. Предоставьте им одинаковое количество еды, пространства и света, а затем наблюдайте, как плотность населения влияет на их рост населения.
Вы также можете создать проект, который просматривает данные, уже собранные другими учеными. Зайдите в Интернет и найдите долгосрочные данные о популяции волков, например, в национальном парке. Затем создайте гипотезу о том, почему население изменилось или осталось неизменным с течением времени. Проведите другое исследование, чтобы увидеть, подтверждается ли ваша гипотеза.
Физиологические экологические эксперименты
••• Tom Brakefield/Stockbyte/Getty Images
Физиолог-эколог изучает, как тело организма адаптируется к окружающей среде и как изменения в окружающей среде, такие как температура, химические вещества или доступность ресурсов, воздействовать на это. Чтобы изучить физиологическую экологию организма, спланируйте эксперимент для наблюдения за влиянием повышения температуры, например, вызванного изменением климата, на рост этого организма в контролируемой лабораторной среде.
Или наблюдайте за воздействием кислотных дождей на растения в лабораторных условиях, используя уксус в воде для имитации кислотности дождя, вызванной работающими на угле электростанциями.
Проекты | Smithsonian Environmental Research Center
Photo: Genevieve Noyce
GENX
The G reenhouse gas E missions N e X us experiment is the newest experiment at the Global Change Research Wetland led by Женевьева Нойс. Используя автоматизированную систему метановых камер, GENX стремится количественно оценить скорость путей анаэробного разложения, которые регулируют выбросы метана в различных временных масштабах. Дополнительные элементы, такие как потепление, соленость и затопление, также будут включены для определения индивидуального и интерактивного воздействия этих переменных на круговорот метана.
Tempest
T Errestrial E Cosystem M Anipulation до P TORM E FFECTS S TORM TMEMST TEMPER TMENT TMENT TMENT TMENT TMENT TMENT TMENT TMENT TMENT ) между SERC, Тихоокеанской северо-западной национальной лабораторией и Министерством энергетики США. В рамках проекта TEMPEST осуществляется мониторинг воздействия сильных ураганов на лесные экосистемы путем применения больших объемов соленой и пресной воды на лесных участках. Лаборатория TE поддерживает проект TEMPEST, помогая поддерживать электронную инфраструктуру, развернутую в лесной экосистеме.
Фото: Женевьева Noyce
SMARTX
Мы поддерживаем инфраструктуру данных S ALT M ARSH A CCRETIO будущие климатические прогнозы повлияют на солончаки за счет поддержания сети из 6 удаленных датчиков CO 2 и нагревательных кабелей. SMARTX нацелен на оценку реакции растений на взаимодействующие переменные (повышенное содержание CO 2 , увеличивающийся температурный градиент над и под землей и изменения в частоте затопления) в Центре исследования глобальных изменений SERC водно-болотных угодий.
Photo: Mónica Salazar
MERIT
The M arsh E cosystem R esponse to I ncreased T emperature is a warming experiment replicating SMARTX infrastructure in collaboration с учеными из Гамбургского университета, чтобы измерить, как повышенные температуры повлияют на солончаки в прибрежной экосистеме Северного моря. Мы поддерживаем MERIT, внедряя технологию на основе Arduino для создания доступной беспроводной сети управления, позволяющей анализировать реакцию растительного сообщества, динамику сукцессии, поглощение углерода и накопление почвы.
Следите за обновлениями проекта на @ExperimentMERIT!
Фото: Марк Розенфилд кандидат Марк Розенфилд в лаборатории Zanne в Университете Джорджа Вашингтона. Компания Carbon in the Capital развернула 33 наших датчика CO 2 во всех 8 округах Вашингтона, округ Колумбия, для отслеживания изменений в выбросах во время COVID-19.блокировки. На данный момент результаты фиксируют важную взаимосвязь между транспортными выбросами и природными сигналами, которые могут иметь важное значение для смягчения антропогенного воздействия на углеродный цикл и удаления парниковых газов в городах.
Узнайте больше о проекте Марка здесь!
Фотография: Рой Рич
Теракон
Теракон ( TE MPRAUTIO эксперимент по изменению в сотрудничестве с доктором Питером Райхом из Университета Миннесоты.