Дизайн википедия это: Дизайн — Википедия

Содержание

Дизайн Википедия

Диза́йн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»)[1].

Считается, что в более широком смысле дизайн не только призван к художественному конструированию, но и должен участвовать в решении более широких социально-технических проблем функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде, путём рационального построения её визуальных и функциональных свойств[1].

Теоретической основой дизайна является техническая эстетика[2].

Термин «промышленный дизайн» был утверждён решением первой генеральной ассамблеи ICSID (International Council of Societies of Industrial Design, Международного совета организаций промышленного дизайна) в 1959 году; термин «дизайн» является профессиональным сокращением термина «промышленный дизайн»[1].

Дизайнер — художник-конструктор[2], человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях (в том числе архитектор, проектировщик, иллюстратор, дизайнер плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнер).

Под словом «design» англоязычная литература начала XXI века понимает и стиль, и проект, и проектирование, и собственно «дизайн» — профессиональную деятельность, наряду с архитектурой или инженерным проектированием[3].

Другие определения дизайна[ | ]

Определений дизайна столь же много, сколько дизайнеров[4][5]. Разнообразность определений «дизайнов» точно выразил Томас Мальдонадо[6]:

Различные философии дизайна являются выражением различного отношения к миру. Место, которое мы отводим дизайну в мире, зависит от того, как мы понимаем этот мир…

Он же, являясь председателем ICSID (ИКСИД) дал в 1969 году следующее определение:

Дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством.

дизайн — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. диза́йн диза́йны
Р. диза́йна диза́йнов
Д. диза́йну диза́йнам
В. диза́йн диза́йны
Тв. диза́йном диза́йнами
Пр. диза́йне диза́йнах

ди-за́йн

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -дизайн- [Тихонов, 1996].

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов

Библиография

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов / Под ред. Н. З. Котеловой. — М. : Русский язык, 1984.

Дизайн — это… Что такое Дизайн?

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

художественное проектирование промышленных изделий, учитывающее форму, материал и назначение предмета. Деятельность дизайнера направлена на создание органичной человеку предметно-пространственной среды. Современный дизайн является областью, где объединяются новейшие достижения науки, техники, гуманитарных знаний и художественно-эстетическая сфера; используются данные эргономики (науки, изучающей психофизиологические и функциональные особенности человека), экономики, экологии.

Дизайнер руководствуется принципом функциональности форм, использует современные материалы и технологии, учитывает тенденции моды.

Г. Гимар. Вход в метро. 1900 г. Париж

Г. Гимар. Вход в метро. 1900 г. Париж

 

Область применения дизайна охватывает все виды человеческой жизни и деятельности: орудия труда и механизмы, предметы быта (посуда, бытовые приборы, аудио– и видеоаппаратура, мебель), одежду, книги и рекламную продукцию, оформление жизненного пространства человека – жилых интерьеров и садово-парковых зон (ландшафтный дизайн). Современные технологии вызвали к жизни компьютерный дизайн. Подобно произведениям «высокой моды», в художественном проектировании создаются уникальные авторские произведения «дизайна как искусства» (арт-дизайн).

Л. С. Попова. Эскизы платья. 1923–24 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Л. С. Попова. Эскизы платья. 1923–24 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

Появление дизайна в кон. 19 в. связано с промышленной революцией, развитием массового производства. Его истоки – в практике английского «Движения искусств и ремёсел», связанного с именем У. Морриса. В нач. 20 в. возникают фирменные стили немецкой электротехнической компании «АЕГ» и американской «Форд моторс». Первые крупные дизайнерские школы – Вхутемас в России и германский «Баухауз». Для отечественного дизайна важен был опыт «производственного искусства» 1920—х гг.; на европейский дизайн первой пол. 20 в. большое влияние оказали теоретические разработки и практика функционализма. В сфере дизайна работали крупные архитекторы – Ф. Л. Райт; один из основоположников дизайна, создатель «фирменного стиля» компании «АЕГ» Петер Беренс; основатель «Баухауза» Вальтер Гропиус и др. Экономический кризис 1929 г. привёл к появлению в Америке «индустрии дизайна». Благодаря новым материалам и технологиям появляются обтекаемые формы промышленных изделий. После Второй мировой войны лидером в области дизайна стала Италия, где склонность к авангардным формам сочеталась с классическими культурными традициями. В мебельной промышленности, благодаря новым методам обработки пластмасс, возникают образцы яркой пластиковой мебели. Получает развитие идея фирменного стиля; крупные предприятия («Фиат», «Оливетти») сотрудничают с известными мастерами. Немецкие дизайнеры вновь обращаются к опыту функционализма, «Баухауза». Функциональность сочетается с эстетической простотой изделий (стиль фирмы «Браун»). В жилой среде используются новейшие материалы, сборные элементы, промышленное оборудование (направление «хайтек»).

Ч. Макинтош. Стул. 1896—97 гг.

Ч. Макинтош. Стул. 1896—97 гг.

 

В СССР в 1962 г. был организован ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). На предприятиях создавались художественные лаборатории, открывались кафедры художественного конструирования в вузах. 1970-е гг. – время создания концептуальных проектов, решавших проблему синтеза предметной среды и архитектуры.

В кон. 20 – нач. 21 в. в связи с распространением компьютерных технологий получил развитие веб-дизайн – проектирование и оформление виртуальных страниц сайтов в Интернете, включающее элементы анимации. Широко востребованы также дизайн интерьеров жилых и общественных зданий, ландшафтный дизайн. Дизайнеров готовят ведущие художественные и строительные вузы; создаются специализированные студии и бюро и авторские школы дизайна.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

дизайн-студия — Викисловарь

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. диза́йн-сту́дия диза́йн-сту́дии
Р. диза́йн-сту́дии диза́йн-сту́дий
Д. диза́йн-сту́дии диза́йн-сту́диям
В. диза́йн-сту́дию диза́йн-сту́дии
Тв. диза́йн-сту́дией
диза́йн-сту́диею
диза́йн-сту́диями
Пр. диза́йн-сту́дии диза́йн-сту́диях

диза́йн-сту́дия

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [dʲɪˌzaɪ̯n ˈstudʲɪɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. мастерская, салон и т. п., занимающиеся дизайном ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2014. — ISBN 978-5-86007-637-2.
Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Что такое дизайн?

Слово «дизайн» охватывает очень большой круг занятий и областей деятельности. В техническом смысле, дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя . Собственно, дизайн, подразделяется на две большие области: художественный дизайн и техническую эстетику. Художественный дизайн занимается разработкой внешнего вида вещей исключительно с эстетической точки зрения. Техническая эстетика занимается разработкой вещей с точки зрения максимального удобства и эффективности на протяжении всего жизненного цикла вещи, а именно: разработки, внедрения в производство, производства, эксплуатации и утилизации. Объектом дизайна может стать практически все — начиная от конкретных вещей, комплексов и систем, и заканчивая интернет-сайтами и прочими средствами массовой информации; другими словами — дизайн применяется везде, где социокультурно обусловлено человеческое общение. Основными элементами дизайна в целом являются: – точка; – линия; – форма, фигура; – движение; – цвет; – узор; – текстура; – пространство; – текст, шрифт.  

Пространство

  Пространство, порой заключенное в границы помещения и вытесненное из него мебелью, а порой — вольное, свободное от оков стен, перегородок, шкафов и стульев, было и остается важнейшим и сложнейшим из элементов дизайна. Когда человек находится в пространстве интерьера, он подсознательно соотносит свои размеры с окружающим его пространством. Пространство можно условно разделить на позитивное и негативное. Позитивные пространства образуются массами — предметами мебели, оборудованием, стенами, тогда как негативное пространство — это обычно сам «воздух», окружающий предметы. Именно соотношение позитивного и негативного пространств, выраженное их объемами и конфигурацией, создает атмосферу интерьера. Другими словами, помещение с большим числом позитивных пространств будет ощущаться сложным и замкнутым, тогда как интерьер с большей долей негативных пространств кажется более простым и открытым.  

Пространство в дизайне

То, как взаимодействуют между собой позитивное и негативное пространства, определяет структуру пространства и пути через него. Это обстоятельство особенно существенно в определении того, статичным или динамическим будет характер интерьера. В более статичном интерьере границы позитивного и негативного пространств определены максимально четко, как это происходит с рядами сидений в аудитории. В динамичном интерьере границы между позитивным и негативными пространствами переменчивы — в ресторане, к примеру, где множество столов разного размера и формы расположены под разными углами один к другому .  

Форма и контур

  И позитивное, и негативное пространство определяется формой и контуром. Под контуром имеется в виду внешний абрис объектов, выраженных в двухмерной проекции, тогда как формой считается трехмерный объем предмета. Дизайнеры классифицируют формы и контуры по их соотнесенности с элементарными геометрическими фигурами — квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником и ромбом. Подавляющее большинство интерьеров основаны на квадрате и прямоугольнике. Они стабильны и придают пространству устойчивость. Треугольники и ромбы более динамичны и обладают собственной направленностью. Наконец, криволинейные фигуры, круги и овалы придают интерьеру мягкость, разнообразие и динамику.  

Линия

  Основные направления линий — горизонталь, вертикаль, диагональ. Сами они могут быть толстыми и тонкими, прямыми или изогнутыми. При этом дизайнеру помещения приходится считаться с линейным рисунком, заданным архитектурой: углами и линиями, разграничивающими пол, стены и потолок. Кроме того, он обязан принимать во внимание структурные линии предметов меблировки и линии рисунка тканей или обоев. Обычно одно направление линий является в пространстве основным и определяет общее его настроение. При господстве вертикальных линий интерьер будет казаться выше, но вместе с тем более официальным и статичным. Интерьер, в котором господствуют горизонтали, производит впечатление неформального и спокойного. Диагонали вносят динамику в интерьер, их сдержанное использование, например, наклонный потолок или установка мебели под углом к стене, привносит в помещение оттенок необычности и интриги. При этом чрезмерное использование диагоналей грозит созданием ощущения тревоги и даже хаоса. Непрямые линии, изогнутые формы и контуры облегчают жесткую сетку прямых архитектурных линий. Если они длинные, то несут в себе сочетание изящества и покоя, если короткие, — игривость и возбуждение.  

Фактура поверхности

  Качество поверхности любого объекта является одним из главных элементов в дизайнерском проектировании, поскольку оно воспринимается зрительно и на ощупь. Фактура во многом определяет степень официальности интерьера, она может придавать пространству оттенок холодности или теплоты. Фактуру используют для создания ощущения разнообразия при единстве цвета. Так, сияющие хромированные трубки стульев, контрастируя с грубым ковровым покрытием пола, могут придать очарование интерьеру, который в противном случае казался бы скучным. Среди фактур поверхности выделяют шероховатые и гладкие, твердые и мягкие, блестящие и матовые, прозрачные и непрозрачные. Как правило, шероховатые матовые поверхности, будь то каменная кладка камина или рыхлое плетение шерстяной обивки мебели, считаются неофициальными, а гладкие блестящие поверхности, например, черный лаковый рояль, подчеркивают формальность обстановки. Мягкие ковровые покрытия придают ощущение тепла и комфорта, в то время как гладкие твердые поверхности характерны для холодных деловых по характеру интерьеров. Если дизайнер не учел в достаточной мере архитектурные фактуры, заданные стенами, окнами, каминами и полами, равно как и фактуры мебели, то в одном интерьере может оказаться излишнее разнообразие фактур. Это почти неизбежно приведет к ощущению хаоса и распада интерьера на разные элементы.  

Фирменный стиль

  Фирменный стиль — это набор цветовых, графических, световых и словесных постоянных элементов, обеспечивающих смысловое и визуальное единство товаров и услуг, всей исходящей от предприятия информации и товаров, их внутреннего и внешнего оформления. На Западе фирменный стиль называют корпоративная идентификация, англ. corporaty identety. Каждое серьезное предприятие должно иметь собственный фирменный стиль. Фирменный стиль очень важен для того, чтобы потребитель мог отличить товары и услуги одного предприятия от другого. Так, включая телевизор, можно сразу определить — какой именно канал в данный момент вещает. Посмотрев на автомобиль можно с той или иной долей уверенности сказать, какой именно автозавод его разработал и т.п. Наличие фирменной цветографики в журнале или рекламном буклете свидетельствует об надежности владельца фирмы, об уверенности в наличии у покупателей положительных впечатлений от его товаров и услуг, т.е. чем ярче издание, тем увереннее его владелец. Также, фирменная эмблема и другие детали фирменного стиля (цвет, форма), использованные в оформлении товара, указывают потребителю на то, что данный товар, скорее всего, является качественным. Наоборот, отсутствие фирменной эмблемы должно насторожить потребителя, потому что означает, что товар изготовлен неизвестно кем и, следовательно, может быть низкого качества. В то же время, фирменный стиль, использованный в дизайне товара, помогает производителю продвигать свой товар на рынке. Товары, оформленные с использованием оригинального фирменного стиля, выделяются из ряда «стандартных» поделок, обращают на себя внимание покупателя, который легче запоминает все нестандартное. Соответственно, повышается эффективность рекламы товара. Фирменный стиль очень важен с точки зрения создания на предприятии атмосферы единства, общности работников предприятия. Это такие элементы стиля, как рабочая одежда, девиз фирмы, цветовое оформление зданий и интерьеров фирмы и т.п. «Соединить нечто разрозненное в нечто единое» — фраза из «Мастера Дизайна» Л.Е. Бежина. С определением можно согласиться, но чтобы данные характеристики были немного разрознены. Явления, о которых писал Бежин — это всё явления социально-экономические, прошло время и это стало индустрией, этому учат. Самым важным в любом фирменном стиле является его оригинальность, его отличие от фирменных стилей других предприятий, в первую очередь — от фирменных стилей предприятий-конкурентов. Впрочем, сегодня существует и другой способ использования фирменного стиля. Недобросовестные производители довольно часто с незначительными изменениями копируют фирменный стиль их более успешных конкурентов, мимикрируют свои изделия под их цвета и формы и вводят тем самым покупателя в заблуждение. Впрочем, фирменный стиль, как и любая другая интеллектуальная собственность, защищен законами об авторских правах, что позволяет владельцу оригинального фирменного стиля наказать недобросовестного конкурента. Если конкретизировать все сказанное выше, фирменный стиль в общем случае состоит из следующих элементов:  

1) Фирменные цвета.

  Важно подобрать цветовую гамму не только для логотипа, но и для всего фирменного имиджа, включая внешнюю и внутреннюю документацию, окраску стен в офисах и цвет ковра в переговорной. Два или три основных цвета — вопрос лишь на первый взгляд простой. Да, с одной стороны, есть свои представления: банки предпочитают консервативный синий или властный пурпурный, а эксперименты с цветом в нашем обществе, где банкам и так не доверяют, не приживаются. Или, скажем, есть список цветов в спектре красного, который стимулирует аппетит и хорош для ресторанов… В общем, это целая работа, к которой стоит привлекать порой колористов и психологов. С другой стороны, в отношении корпоративных цветов и отчасти шрифтов прекрасно работает «теория разрыва стереотипов», когда внимание может привлечь неожиданный ход.  

2) Фирменный шрифт.

  Буквы в шрифте различаются характером рисунка, наклоном, насыщенностью, размером. Он разрабатывается индивидуально, так же как и логотип. Для известных брэндов Apple, United Colors of Benetton, Mercedes-Benz именно уникальный шрифт стал одним из самых главных составляющих их узнаваемости. Безусловно, наличие собственного фирменного шрифта выгодно отличит вашу компанию от других, но все же он не является обязательным компонентом фирменного стиля — можно использовать готовые шрифты (только те, на которые не распространяется ничье право интеллектуальной собственности).  

3) Визитная карточка.

  Элемент, с которого начинаются деловые контакты. После знакомства идет обмен визитными карточками. На самом деле визитка по своей сути является мини-представительством вашей компании. К примеру, посетив деловую выставку, перебирая после многочисленных встреч свою визитницу, иной клиент выберет с кем общаться, глядя на ряды визиток и отмечая самые симпатичные и представительные.  

4) Бланк.

  Это лист бумаги с названием учреждения, фирмы или частично напечатанным текстом, предназначенный для составления документа по определенной форме. Так как письма и другие документы, как правило, обращены второй стороне, то бланк непременно должен отражать специфику вашей компании, а именно фирменный стиль.  

5) Фирменный сайт.

  С развитием Интернета и электронной корреспонденции весьма актуальным стал вопрос о фирменном стиле электронной документации. Например, некоторые компании имеют собственный «бланк электронного письма». Сам корпоративный сайт перестал считаться достижением — он есть почти у каждой фирмы. Теперь нужно, чтобы сайт не просто был, но выгодно отличался от сайтов конкурентов. Соответственно, немалое число дизайн-студий добавляют дизайн сайта к услуге по разработке корпоративного стиля. Безусловно, в этом есть смысл — сам сайт можно делать и позже, запустив его по мере надобности, но готовое дизайнерское решение для сайта, гармонирующее с остальными элементами фирменного стиля, хорошо иметь на руках уже в самом начале. Нельзя также забывать о том, что «не шляпа красит человека, а человек — шляпу». Какой бы ни был оригинальный и узнаваемый фирменный стиль, недобросовестность его владельца приведет лишь к тому, что все эти оригинальные эмблемы, цвета и формы закрепятся в сознании покупателя в виде плаката «Не покупать никогда!».


 

Сохраните информацию:

 

 

Или присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

 


дизайн-проект — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. диза̀йн-прое́кт диза̀йн-прое́кты
Р. диза̀йн-прое́кта диза̀йн-прое́ктов
Д. диза̀йн-прое́кту диза̀йн-прое́ктам
В. диза̀йн-прое́кт диза̀йн-прое́кты
Тв. диза̀йн-прое́ктом диза̀йн-прое́ктами
Пр. диза̀йн-прое́кте диза̀йн-прое́ктах

ди-за̀йн-про-е́кт

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -дизайн-; корень: -проект-.

Произношение[править]

  • МФА: [dʲɪˌzaɪ̯n prɐˈɛkt]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. проект, разрабатывающий внешнюю, художественную сторону создаваемого предмета, конструирующий его эстетический облик ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х годов / Под ред. Е. А. Левашова. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1997.

Дизайн — Википедия

Дизайн este un cuvânt de origine engleză care se pronunță [прон. di-z a in ] i care înseamnă proiect (план), desen (de Concepție), schiță (de Concepție) produs pentru a arăta aspectul și funcțiunile unui obiect ori sistem,. ) înainte de a fi făcut. Folosirea termenului în domeniul desenului liber (artă) este forțată și deci nerecomandată.
Дизайн — это план или спецификация для создания объекта или системы, или для реализации деятельности или процесса, или результат этого плана или спецификации в форме прототипа, продукта или процесса.
Termenul de «design», появившийся в 1851 году, леган в усложненную реальность, производимую промышленным способом.Este o Concepție i o metodă de creație care urmărește să asigure fiecărui produs un înalt randament funcțional, însoțit de un аспект согласования. N toate epocile de înflorire umană a existat o corelare între posibilitățile materiale, nivelul tehnologic, relațiileconomice interne și externe, orizontul духовный exprimat prin gustul Art i i. Mai mult chiar, tehnologul și artistul se confundau la început într-o singură persoană.

Arta, tehnica și știința nu sunt domenii incompatibile, contradictorii sau concurente, ci doar specificice și solidare.Ele se implă și se condiționează reciproc. Designerul știe că funcționalul, ergonomicul, esteticul și Economicul conlucrează pentru a se ajunge la eficiență.

Unele designuri Industriale au devenit cunoscute și «clasice», положить и подумать о том, что fel de bine atât drept lucrări de artă, cât și drept lucrări de inginerie.

Istoria designului este o ramură modernă a historyi artei care tratează începuturile și evoluția designului în sec. al XX-lea, în special în arhitectură, mobiliar, decorații interioare, îmbrăcăminte, arte grafice.

nceputurile designului sunt legate de mișcarea Artistă, стиль i școala germană Bauhaus (la 1919) i de curentul modernist din arhitectură, dar curând au apărut și Designeri Independenți care au conturat stiluli.

  • Ливиу Стойка, Расван Добош — Desenul in arhitectura , Bucuresti 2010, ISBN 978-973-0-08380-4
  • Liviu Stoica — Desenul перспектива в архитектуре , Bucuresti 2011, ISBN 978-973-0-09587-6
  • Liviu Stoica– Desenul digital in arhitectura , Bucuresti 2011, ISBN 978-973-0-10574-2
  • Liviu Stoica– Arhitectura locuintei , Bucuresti 2012, ISBN 978-973-0-13583-1
  • Achiei, Gheorghe — Frumosul dincolo de Artă, Ed.Меридиан, 1988 București (în limba română)
  • Константин, Пол — Промышленный дизайн, arta formelor utile, Ed. Meridiane, București 1973 (în limba română)
  • Макдермотт, Кэтрин — Essential Design, Bloomsbury Publishing, Londra 1992 (на английском языке)

,Дизайн

— Википедия, вольная энциклопедия


Latarnie polskie z czasów IIRP
Należąca do klasyki designu lampa PH5 Poula Henningsena, zaprojektowana w roku 1958

Wzornictwo [1] [2] , дюйм дизайн (z ang. design / dɪˈzaɪn /, wzór), dizajn [3] lub 9000zemłowe zornictwo (z ang. промышленный образец ) — wieloznaczny termin odnoszący się do przedmiotów użytkowych i dzieł sztuki, oznaczajcy ich wygląd albo projektowanie [4] .Дизайн można zdefiniować Jako «Оголь działań уплотнительное charakterze twórczym, dotyczącym projektowania Dobr я usług, których ЧЕЛЕМ шуткой Tworzenie wartości dodanej г Perspektywy Klienta, Firmy Ораз ж wymiarze całego kraju Jego powstawania» [5]

Termin дизайн Jest powszechnie wiązany ze wzornictwem przemysłowym, grafiką użytkową i sztuką użytkową.

Wzornictwo przemysłowe шуткой działalnością twórczą, której ЧЕЛЕМ шуткой określenie zewnętrznych Чех przedmiotów wytwarzanych Przemysłowo, które к Čechy określają strukturalne я funkcjonalne relacje, Jakie даный Wzor przemysłowy czynią całością spójną, я к zarówno г punktu widzenia producenta, Jak я użytkownika.

«Wzornictwo przemysłowe zmierza do objęcia tych wszystkich aspektów otoczenia człowieka, które albo są uwarunkowane produkcją przemysłową albo są jej bezpośrednim rezultatem» [6].

Rezultatem działalności twórczej wzornictwa przemysłowego jest wzór przemysłowy.

Ta sekcja od 2012-12 wymaga zweryfikowania podanych informacji. Należy podać wiarygodne źródła, najlepiej w formie przypisów bibliograficznych.
Część lub nawet wszystkie informacje w sekcji mogą być nieprawdziwe. Яко pozbawione źródeł mogą zostać zakwestionowane i usunięte.
Dokładniejsze informacje o tym, co należy poprawić, być może znajdują się w dyskusji tej sekcji.
Po wyeliminowaniu niedoskonałości należy usunąć szablon {{Dopracować}} z tej sekcji.

Słowo design zaczerpnięte zostało do języka polskiego bezpośrednio z języka angielskiego wraz z napływem nowoczesnych wzorów przemysłowych i produktów zagrozłówzówzówzówzówzówzówzówzówzówzówzówzówzówzówzówzówzówzów.Pochodzi z łac. designare : «wyznaczać», «mianować»; оплата по возвращении Wl. дизайн : ‘rysunek’, ‘wzór’; франк désigner : «wskazywać», «wyznaczać». W późniejszym czasie termin został przejęty przez inne języki; współczesne użycie upowszechniło się w wersji angielskiej jako «design» [potrzebny przypis] .

Pojęcie designu wykorzystywane jest w takich dziedzinach jak:

  • W znaczeniu podstawowym design jest wyglądem [7] czegoś, co powstało na podstawie projektu z myślą o wytwarzaniu kolejnych egzemplarzy, przy czywie zemami zła zała wygldem.W tym znaczeniu design przejmuje całą paletę stylów od wizualnych dziedzin sztuki, a więc może być design klasyczny, nowoczesny, futurystyczny itp.
  • W znaczeniu szerszym do wyglądu dochodzą takie cechy jak funkcjonalność i ergonomia.

Design odnosi się nie tylko do produktów trwałych, czy statycznych — ale take do widowiska, np. pokazu sztucznych ogni czy spektaklu fontann wodnych.

Często zamiast projekt (designerki), mówi się design, i tylko z kontekstu wynika, z którym pojęciem mamy do czynienia.Design jako cecha produktu, nie jest projektem, na bazie którego ten produkt powstał lub powstanie, podobnie jak czerwień nie jest projektem czerwonej torebki, lecz jej cechą [potrzebny przypis] .

Jeśli widzimy produkt finalny, a nie znamy jego projektu, to używanie pojęcia design jako projekt niesie ze sob ryzyko błędu. Wyjaśni to przykład, w którym omawianą cechą jest wygląd, określany — dla uproszczenia — potocznymi słowami: «ładny» lub «brzydki». Określenie «ładny design» (jako projekt) — nie musi być prawdziwe, bo projekt mógł być brzydki, a wykonawca wykonał dzieło niezgodnie z projektem.Można jednak się upierać, że dzieło powstało w oparciu o inny projekt, który właśnie był ładny. Rzeczywiście mogło tak być, ale to nie znaczy, że ładny wygląd zawsze jest skutkiem ładnego projektu, niekoniecznie oryginalnego. Możliwa jest bowiem sytuacja, w której wykonawca zaczął wykonywać dzieło w oparciu o oryginalny (brzydki) projekt, ale w trakcie pracy nieco improwizował, wprowadzajanze pracy nieco improwizował, wprowadzajjcWówczas stwierdzenie «ładny design» w sensie «projekt designu» jest fałszywe, bo ładnego projektu nie było.

Дизайн яко детерминанта соревнований господарки [едитуй | эдитуй код]

Przedsiębiorstwa w celu poszukiwania przewagi konkurencyjnej mogą obniżać koszty produkcji, zwiększać wydajność lub innowacyjność, bądź też wpływać na wzrokościejności, дизайн. To ostanie działanie wymaga relatywnie niskich nakładów inwestycyjnych w porównaniu na przykład do prac badawczo-rozwojowych.Konsumenci są skłonni do płacenia za wysokiej jakości design. Badania, przeprowadzone w 10 krajach na grupie ponad 800 Respondentów, pokazały, że konsumenci za wyrób o lepszej jakości wzorniczej w stosunku do produktu wykonanego z podobnego materia 5] . Mimo iż przedsiębiorcy doceniają rolę designu to jednak wyniki badań ich aktywności w tym zakresie nie są zbyt optymistyczne. Jak pokazały badania [8] wykonane na potrzeby Instytutu Wzornictwa Przemysłowego ponad ¾ ankietowanych przedsiębiorców uznaje rolę wzornictwa wykonaneu przewagi wazn.Jednak w praktyce w ciągu trzech poprzednich lat jedynie w 5% badanych firm przy pracach nad nowymi projektami korzystano wyłącznie z nowego wzornictwa. Typową Strategi działania w zakresie dizajnu było korygowanie w mniejszym lub większym stopniu istniejących już wzorów.

Дизайн jako dziedzina sztuki użytkowej [edytuj | эдитуй код]

Projektanci (nierzadko artyści) w tej dziedzinie, nazywani są designerami, a przedmiotem ich działalności jest design jako projekt.

Słowo design nie ma zastosowania do:

  • zabytków [9]
  • tworów natury, np.wydmy, drzewa czy kwiaty, chyba że nastąpiła świadoma, twórcza ingerencja człowieka i powstał twór typu drzewko bonsai lub układ roślin, jednak zaprojektowany je.
  • przedmiotów powstałych na skutek świadomej działalności człowieka, ale jako efekt niezamierzony, np. odpad produkcyjny.
  • przedmiotów powstałych w jednym egzemplarzu, bez zamiaru dalszego powielania, np. unikatowe dzieło architektury, czy architektury krajobrazu.
Tę sekcję należy dopracować: Napisać Historię designu (w kontekście światowym), aby ten artykuł nie był polonocentryczny.
Dokładniejsze informacje o tym, co należy poprawić, być może znajdują się w dyskusji tej sekcji.
Po wyeliminowaniu niedoskonałości należy usunąć szablon {{Dopracować}} z tej sekcji.
Tę sekcję należy dopracować: Do rozbudowy.
Dokładniejsze informacje o tym, co należy poprawić, być może znajdują się w dyskusji tej sekcji.
Po wyeliminowaniu niedoskonałości należy usunąć szablon {{Dopracować}} z tej sekcji.

Instytucją mającą niezwykły wpływ na rozwój projektowania w Polsce miało stowarzyszenie Warsztaty Krakowskie powstałe w 1913 roku. Zajmowało się ono takimi dziedzinami jak projektowanie mebli, metalu, galanterii skórzanej, tkactwem, zabawkarstwem, introligatorstwem, batikiem i farbiarstwem.
Do stowarzyszenia należeli tak wybitni twórcy jak Wojciech Jastrzębowski, Karol Homolacs, Zofia Stryjeńska, Bonawentura Lenart, Antoni Buszek, Józef Czajkowski, Karol Stryjeński, Kazimianowskiłody.a związani z nim byli m.in .: Karol Tichy, Eleonora Plutyńska. Dowodem międzynarodowego uznania dla Warsztatów Krakowskich był ogromny sukces podczas Międzynarodowej Wystawie Sztuk Dekoracyjnych i Nowoczesnego Przemysłu w Paryżu wózózów Po rozwiązaniu Warsztatów Krakowskich, w 1926 r., Powołano w Warszawie Spółdzielnię Artystów Ład.
W 1950 roku powstał założony przez profesor Wandę Telakowską Instytut Wzornictwa Przemysłowego (IWP), jedna z pierwszych instytucji zajmujących się wzornictwem przemysłowym w Europie.W instytucie powstawały pierwsze powojenne projekty dla wszystkich gałęzi polskiego przemysłu [potrzebny przypis] .

W 1963 został utworzony Wydział Form Przemysłowych na Akademii Sztuk Pięknych w Krakowie jako pierwsza w Polsce szkoła wzornictwa. Wydział prowadzi kształcenie w zakresie sztuki projektowania o kierunku wzornictwo ze specjalnościami projektowanie produktu oraz komunikacji wizualnej. Pierwszy Wydział Wzornictwa Przemysłowego powołano w 1977 warszawskiej ASP.Wybitnymi przedstawicielami polskiego designu związanymi z warszawską uczelnią byli: Jerzy Sołtan, Lech Tomaszewski, Andrzej Jan Wróblewski [potrzebny przypis] .

W 1983 [10] polscy architekci Jasna Strzałkowska-Ryszka, Jerzy Blancard, Lech Kłosiewicz i Andrzej Pańkowski [11] zaprojektowali wszystkie 23 planowski wszija stacje I lawini. Wzornictwo, A więc дизайн Ich autorstwa, obejmujący nowoczesną, funkcjonalną я estetyczną architekturę Ораз Система Informacji wizualnej (którego głównym elementem шуткой czcionka bazująca на czcionce Helvetica będącej на świecie synonimem Dobrego designu), którego standardy wykraczały Daleko Поза obowiązujące ш tamtej epoce, Stalo się wzornictwem kultowym, wybitnym i jedynym zrealizowanym na tak wielką skalę w powojennej Polsce podczas realizacji jednej inwestycji.Przykład projektowania totalnego z wykorzystaniem drogich materiałów w przeciwieństwie do projektowania totalnego np. bloków mieszkalnych z wykorzystaniem najtańszych materiałów.

Polskie uczelnie kształcące w kierunku projektowanie / wzornictwo przemysłowe [edytuj | эдитуй код]

  • Akademia Sztuk Pięknych w Gdańsku
  • Akademia Sztuk Pięknych w Katowicach
  • Akademia Sztuk Pięknych w Krakowie
  • Akademia Sztuk Pięknych w odzi
  • Akademia Sztuk Pięknych w Warszawie
  • Akademia Sztuk Pięknych we Wrocławiu
  • Gliwicka Wyższa Szkoła Przedsiębiorczości — Kierunek Wzornictwo
  • Państwowa Wyższa Szkoła Zawodowa w Tarnowie — Instytut Sztuki: Zakład Wzornictwa i Zakład Grafiki
  • Politechnika Białostocka — Wydział Architektury
  • Политехника Кошалинска
  • Politechnika Krakowska — Wydział Mechaniczny — Pracownia Inżynierii Wzornictwa Przemysłowego
  • Politechnika ląska — Wydział Architektury
  • Politechnika ódzka — Wydział Technologii Materiałowych i Wzornictwa Tekstyliów
  • Свентокшиская политехника — Wydział Mechatroniki i Budowy Maszyn — Kierunek Wzornictwo Przemysłowe
  • Школа форм, wydział SWPS в Познани — wzornictwo ze specjalnościami: przemysłowe, projektowanie ubioru, komunikacja wizualna, projektowanie wnętrz i przestrzeni publicznej
  • Szkoła Wyższa Psychologii Społecznej — Instytut Grafiki
  • Uniwersytet Opolski — Wydział Nauk Społecznych — Kierunek Design и komunikacja społeczna [12]
  • Универсайт им.Adama Mickiewicza w Poznaniu, Wydział Pedagogiczno-Artystyczny w Kaliszu
  • Uniwersytet Jana Kochanowskiego w Kielcach — Wydział Pedagogiczny i Artystyczny — Instytut Sztuk Pięknych — Kierunek Wzornictwo
  • Uniwersytet Pedagogiczny im. Komisji Edukacji Narodowej w Krakowie
  • Uniwersytet Artystyczny w Poznaniu
  • Uniwersytet Technologiczno-Przyrodniczy im. Jana i Jędrzeja niadeckich w Bydgoszczy
  • Uniwersytet Technologiczno-Humanistyczny im.Kazimierza Pułaskiego w Radomiu — Wydział Materiałoznawstwa, Technologii i Wzornictwa, Wydział Sztuki (Katedra Architektury i Form Użytkowych)
  • Akademia Sztuki w Szczecinie — Wydział Malarstwa i Nowych Mediów — Wzornictwo w specjalnościach: Komunikacja Wizualna, Projektowanie Produktu, Projektowanie Ubioru
  • Wyższa Szkoła Sztuki i Projektowania w odzi — Wydział Wzornictwa
  • Wyższa Szkoła Umiejętności Społecznych w Poznaniu — Wydział Artystyczny
  • Zachodniopomorski Uniwersytet Technologiczny w Szczecinie — Wydział Budownictwa i Architektury — Katedra Rysunku, Malarstwa i Rzeby
Z tym tematem związana jest kategoria: Designerzy.

Polskojęzyczne czasopisma o designie [edytuj | эдитуй код]

  1. ↑ Генри де Морант: Historia sztuki zdobniczej od pradziejów do współczesności . Варшава: Wydawnictwo «Аркадий», 1981, с. 465-492. ISBN 83-213-2966-7.
  2. ↑ BerndB. Полстер BerndB. i inni, Nowoczesne wzornictwo od A do Z , Ожаров Мазовецкий: Wydawnictwo Olesiejuk, 2010, s. 6–10, ISBN 978-83-7626-977-1.
  3. ↑ Słowniki ortograficzne rejestrują wyłącznie zapis design , jednak forma dizajn przyjęła się w środowisku i literaturze; więcej w: Александра Цесликова: Design czy dizajn ?.Квартальник 2 + 3Д. [dostęp 14-09-2011] .Sprawdź autora: 1., Design czy dizajn? , [w:] Lekarski Poradnik Językowy [онлайн], www.lpj.pl [dostęp 2019-02-23].
  4. ↑ design w internetowym Słowniku języka polskiego PWN (sjp.pwn.pl).
  5. a b ukaszŁ. Mamica ŁukaszŁ., Wzornictwo przemysłowe jakoterminanta konkurencyjności gospodarki, Uniwersytet Ekonomiczny w Krakowie, Kraków, s. 5 , 2012.
  6. ↑ Definicja przyjęta przez Kongres ICSID w Londynie, 1969.ródło: ICSID Education Guidelines, 1993.
  7. ↑ дизайн. W: słownik języka polskiego [он-лайн]. СОБСТВЕННЫЙ. [dostęp 14.05.2012].
  8. ↑ ukaszŁ. Mamica ŁukaszŁ., RAPORT Stan wdrożenia wzornictwa przemysłowego w polskich branżach produkcyjnych, Instytut Wzornictwa Przemysłowego , 2011.
  9. ↑ SylwiaS. Bargieł SylwiaS., Czym jest design? , Onet.pl, 7 мая 2010 г. [dostęp 2012-12-30] [zarchiwizowane z adresu 2010-06-02].
  10. a b Якуб Ястшембски. Stacje w stonowanych barwach, czy w kolorach tęczy — niezrealizowane projekty wystroju metra z lat 80. i 90 . «Скарпа Варшавская». 9 (66) wrzesień 2014, s. 48-54. Warszawa: Agencja Wydawniczo-Reklamowa Skarpa Warszawska. ISSN 2084-4220.
  11. ↑ Лех Клосевич. Na otwarcie pierwszej linii metra w Warszawie . „Krajobraz Warszawski”. 11, квенцень 1995, с. III-VI, XXVII. Варшава: Wydział Planowania Przestrzennego i Architektury Urzędu m.st. Warszawy. ISSN 1427-907X.
  12. Design i komunikacja społeczna — studia licencjackie , Katedra Nauk Socjologicznych i Pracy Socjalnej, Instytut Nauk Pedagogicznych
    Uniwersytetu Opolskiego [dostęp 01.05.2020].

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *