Что такое плитка метлахская: состав, свойства, производство, плюсы, минусы, укладка

Метлахская плитка: arch_ceramics — LiveJournal

Вестибюль дома №26 на Загородном проспекте:


В отделке зданий Петербурга достаточно часто использовалась декоративная облицовочная плитка — метлахская. Её часто можно увидеть в парадных и на лестничных площадках, на фасадах зданий и в интерьерах.
Метлахской плиткой в России исторически принято называть мелкоформатные керамические плитки разнообразных форм, произведенные из фарфоровых масс различных цветов. За счет высокотемпературного обжига ~1200С достигается плотное спекание вещества. Получающиеся плитки, обладают высокими эксплуатационными свойствами (морозостойкостью, твердостью, кислотостойкостью и т.п.), что допускает использование метлахской плитки, как в жилых, так и в общественных помещениях, а так же на улице.
Производство плитки носило серийный характер, поэтому нередко плитку одного и того же рисунка можно встретить в различных домах при этом в разных сочетаниях.
Соберём здесь небольшую коллекцию.

Но для начала немного истории:

«Фирма Villeroy & Boch — один из крупнейших европейских производителей керамики — была основана 1 января 1841 года членами двух семей — Виллеруа и Бох, которые, породнившись, создали товарищество на вере с правлением в Меттлахе.
1852 году построен цех по производству напольной облицовочной плитки с низким процентом износа. Метлахская плитка очень быстро приобрела известность и стала пользоваться большим спросом, что привело к открытию в Меттлахе специального завода по ее изготовлению. Да и само выражение — «метлахская плитка» (mettlach platten) скоро стало нарицательным и распространилось на всю плитку подобного типа.
Количество заводов, принадлежащих фирме «Виллеруа и Бох» с каждым годом растет. В 1853 году открывается фабрика каменной посуды в Дрездене, в 1869 году — мозаичная фабрика в Меттлахе, а в 1879-м — приобретается фабрика в Мерциге (основана в 1856 году фирмой «Фелленберг и К°»), на которой изготовляются плитка и терракота. В 1883 году к ним добавляется завод каменной утвари в Шрамберге (Вюртемберг, основан в 1820 году «Ухтриц и Файст»), где налаживается выпуск декоративной майолики. Также стремительно расширяется и ассортимент изделий.

С 1882 года осваивается производство предметов для умывания, а с 1899-го — сантехники из огнеупорной глины и плитка для бассейнов. К концу XIX века заводы фирмы изготовляют почти все виды керамических изделий. На производствах к 1899 году занято шесть тысяч человек, к 1904 — их уже 6500.

Известность фирмы поддерживается постоянным участием в различных выставках, среди которых можно отметить Международную керамическую выставку в Петербурге (1901), выставку керамики при Северо-Богемском ремесленном музее в Рейхенберге (1902–1903), выставку изделий «Виллеруа и Бох» в Дрезденском королевском художественно-ремесленном музее (1903) и другие.

С Россией фирма «Виллеруа и Бох» тесно связана со второй половины XIX века. С этого времени и до начала Первой мировой войны изделия компании во всем своем разнообразии пользуются постоянным спросом благодаря удачному сочетанию качества и цены. Продукция фирмы была высоко оценена членами Императорского дома, давшего «Виллеруа и Бох» звание поставщика императорского двора.

Однако основной продукцией, поставлявшейся фирмой «Виллеруа и Бох» в Россию, была различная метлахская плитка — квадратная, прямоугольная, шестигранная, с рисунком или однотонная, имитирующая мозаику. Все разнообразие плитки довольно хорошо представлено в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб).

Спросу на нее в немалой степени способствовал строительный бум, пришедшийся на конец XIX–начало XX веков. Особенно активное строительство развернулось в Санкт-Петербурге, где в начале XX века был открыт специализированный магазин на Невском проспекте под вывеской «Метлахская плитка. Виллеруа и Бохъ». Среди зданий Петербурга, в решении которых была использована их метлахская плитка, могут быть названы, например, доходный дом на Большом проспекте П.С., 43 (1901–1902, арх. Д.А. Крыжановский) или здание Ортопедического клинического института (Александровский парк, 5; 1902–1906, арх. Р.Ф. Мельцер).

В последней постройке плитками выложены не только полы, но и нижняя часть стен в некоторых помещениях. Облицовочные работы производились фирмой «Кос и Дюрр».

В меньшем объеме применялась метлахская плитка и в других регионах страны. Так ее можно найти в ряде зданий Москвы, интерьерах Пушкинского театра во Владивостоке (ул. Пушкинская, 27; 1908, архитектор П. Вагнер) и т.д. Любопытные плитки фирмы «Виллеруа и Бох» были применены в отделке одной из построек конца XIX века в комплексе двора Батова в Пскове. Клеймо на них выполнено на русском языке и содержит надпись: «Виллеруа и Бохъ метлахъ представители Косъ и Дюрръ С.-Петербург».

Особо нужно отметить работы «Виллеруа и Бох» для церкви Св. Марии Магдалины в Дармштадте (архитектор Л.Н. Бенуа; 1897–1899, отделка закончена в 1903-м). Храм, для которого фирма выполнила специальные плитки в форме луковицы для отделки фасадов и башен куполов, возводился на средства Николая II и его супруги, императрицы Александры Федоровны, т. е. участие в подобном проекте было как большой ответственностью, так и свидетельством доверия.

Плитка «Виллеруа и Бох» применялась не только при отделке вновь построенных зданий, но и при ремонте старых. Так, именно она была использована для облицовки полов в здании Российской Национальной библиотеки (Невский пр., 37), построенном в 1796–1801 годах Е.Т. Соколовым и впоследствии неоднократно расширявшемся и перестраивавшемся.

В конце 1950-х годов начинается новый виток в истории фирмы. В 1959 году на заводе в Сепфонтене положено начало производству нового стекловидного фарфора. В 1976 году «Виллеруа и Бох» приобретают фабрику Heinrich, а в 1982 году производится реконструкция заводов фирмы. Тогда же намечаются и три основных направления в производстве — облицовочная плитка, сантехнические изделия и предметы для сервировки стола из керамики и хрусталя. В 1987 году компания преобразована в акционерное общество и начинает сотрудничество с известным дизайнером Паломой Пикассо, разработавшей, в частности, декор для плиток. С конца прошлого века и по сей день компания на высоте и наращивает производство, скупая заводы и фабрики, создавая совместные предприятия и осваивая новые рынки сбыта своей продукции.» ( Полный текст )

По вышеперечисленным адресам фотоматериалов пока нет.
Но вот что удалось найти во время прогулок по улицам Петербурга:
вероятно, некоторые из этих плиток созданы фирмой Villeroy & Boch

Покрытие пола в тамбуре дома №32 на Большом пр. П.С.

Этот же узор использован и в павильоне Ботанического сада, но уже в другом сочетании:

Ещё один тамбур и вестибюль — дом №20/5 Большой пр. П.С.:

Большой пр. П.С. дом 18/а. Сейчас в нём находится Институт психоанализа.
Здесь многоцветная плитка использована перед входами, в тамбурах и вестибюлях:

правый вход

левый вход

на плитке входа надпись «М.А.ДОЛГОПОЛОВЪ С.ПЕТЕРБУРГЪ ЗАВОДЫ АКЦ.ОБЩ. ДЗЕВУЛЬСКIЙ и ЛЯНГЕ ВАРШАВА-ОПОЧНО»

фрагмент исполения покрытия вестибюля:

орнамент крупнее

Дом №10 Большой пр. П.С.
Тамбур

Оформление вестибюля

Плитка с негеометрическим флоральным орнаментом на входе дома №19 по Большому пр. П.С.

Ещё один пример регулярного орнамента в сочетании с мозаичной текстурой:

Площадка перед входом в дом №63 по Большому пр. Петроградской стороны:

Дом №69 Большой пр. ПС — перед входом:

А эта плитка уже в тамбуре того же дома:

Вернёмся в Ботанический сад —
различные варианты плитки в павильоне:

Этот же плющ «обвивает» фасад дома на улице Блохина:

Дом № Большой пр.ПС, тамбур:

Кирочная ул., 24. Доходный дом Юлиана Борисовича Бака. 1904-1905, арх. Б. И. Гиршович.

Кирочная ул.,дом №49:

Плитка в интерьере квартиры дома на Таврической улице:

Васильевский остров

14 линия дом №63, площадка перед входом:

дом на 22 линии —
тамбур и лестничная площадка


Дореволюционная метлахская плитка в домах Москвы.

Посмотрите, как она выглядит – The City

В московских домах по сей день можно встретить дореволюционную метлахскую плитку. Узнать ее просто: что ни плитка, то произведение искусства. Но найти ее становится все сложнее — плитка попросту становится жертвой капитального ремонта. Собрали для вас фотографии метлаха, который пока еще уцелел, а также рассказываем, в чем его ценность.

Эрик Шахназарян

солист оркестра Большого театра России, краевед,
градозащитник, автор проекта Hidden Moscow

Где можно встретить метлахскую плитку

В Москве метлахская плитка встречается преимущественно в доходных домах и особняках, построенных в последней трети XIX — начале XX века. В советское время она также активно использовалась в оформлении интерьеров подъездов, производственных помещений, социальных объектов.


Как она появилась в городе

Не было одной лишь задачи украшать подъезды. Была утилитарная цель сделать их удобными, комфортными, в том числе с точки зрения уборки и гигиены, совмещенная с практической стороной (метлах очень крепкий, долговечный, неприхотливый в эксплуатации) и эстетической (возможность создавать плитку с многообразием орнаментов, украшающих и преображающих помещения).


Насколько разнообразна метлахская плитка

Фантазия художника безгранична, а вот фабричные возможности — нет. Ведь чем насыщеннее орнамент, тем более сложным, трудоемким и дорогим становится процесс производства плитки. Такая плитка становится эксклюзивом, и позволить ее себе могут лишь очень состоятельные заказчики.

Повторяющиеся рисунки встречаются часто как в России, так и за границей. Часто они повторяются в различных цветовых гаммах. Но наверняка где-то есть плитка, способная удивить и меня — человека, который видел все возможные варианты.


В каком состоянии сейчас находится метлах

К сожалению, в целом по городу ситуация с метлахом удручающая. Запуск программы капитального ремонта поставил под угрозу те сохранившиеся участки исторического оформления домов, где пока еще он присутствует. Не везде плитка в идеальной сохранности. И это не всегда устраивает жильцов, не видящих ценности в ней и желающих заменить ее современными материалами. А это играет на руку подрядчикам, которые с радостью готовы демонтировать исторический метлах и установить керамогранит.


Можно ли сохранить метлах

@hidden_moscow

@hidden_moscow

Метлах можно и нужно сохранять! При должном уходе он может прослужить еще сотню лет, а то и больше. К сожалению, за предыдущие годы эксплуатации в большинстве домов за плиткой никто не следил. Но даже при таком подходе метлах все еще справляется со своей функцией. В тех местах, где плитка имеет повреждения, возможны докомпоновки. Этот процесс требует времени и участия профессионалов, но результат того стоит.

Очень важна просветительская работа с жильцами о ценности оригинальных материалов оформления как неотъемлемой части исторического облика дома и задумки архитектора.

Фото: Михаил Голденков

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

08 июля, 2021

город

Moderne Metlakh Fliesen Tolles Design Für Jeden Zweck Stock Vektor Art Und Mehr Bilder von A4-Papier

Bilder

  • Bilder
  • Fotos
  • Grafiken
  • Vektoren
  • VISEOS
. . Geschäftlicher Hintergrund. Geschäftskonzept. Креативный макет. Grafikdesigner-Studio-Konzept. Баннер-Дизайн.

Beschreibung

Moderne Metlakh-Fliese, tolles Design für jeden Zweck. Geschäftlicher Hintergrund. Geschäftskonzept. Креативный макет. Grafikdesigner-Studio-Konzept. Баннер-Дизайн.

ОЧИЧЕСКИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ KOLLEKTION

9,00 € Für Dieses Bild

Günstige Und Gleable Optionen Für jedes Budget



umed inbander in inderes undere underes underes jedes jedes.

Erweiterte Lizenz hinzufügen.

Bildnachweis: Olga Akinina

Maximale Größe: 3000 x 3000 пикселей (25,40 x 25,40 см) — 300 DPI — RGB

Стоковая иллюстрация —

HOCHGELADEN AM:

.0048

Категория:График | A4-Papier

Suchbegriffe

  • A4-Papier Grafiken,
  • Bildhintergrund Grafiken,
  • Bildschirmpräsentation Grafiken,
  • Blau Grafiken,
  • Broschüre Grafiken,
  • Buch Grafiken,
  • Büro Grafiken,
  • Computer Grafiken,
  • Computergrafiken Grafiken,
  • Dekorieren Grafiken,
  • Designberuf Grafiken,
  • Dokument Grafiken,
  • Einfachheit Grafiken,
  • Farbbild Grafiken,
  • Flat Design Grafiken,
  • Flat Lay Grafiken,
  • Form Grafiken,
  • Geometrische Form Grafiken,
  • Alle anzeigen

Kategorien

  • Vorlagen
  • Produktmodelle
  • Hintergründe
  • Benutzeroberflächen-Elemente
  • Infografiken

Häufig gestellte Fragen


Was ist eine lizenzfreie Lizenz?
Bei lizenzfreien Lizenzen bezahlen Sie einmalig und können urheberrechtlich geschützte Bilder und Videoclips fortlaufend in privaten und kommerziellen Projekten nutzen, ohne bei jeder Verwendung zusätzlich bezahlen zu müssen. Es ist für beide Seiten ein Gewinn und der Grund dafür, dass alles auf iStock ausschließlich lizenzfrei zur Verfügung steht — auch alle A4-Papier-Bilder und Filme.
Welche Arten von lizenzfreien Dateien gibt es auf iStock?
Lizenzfreie Lizenzen sind die beste Option für alle, die Bilder commerziell nutzen müssen. Deshalb sind alle Dateien auf iStock – egal ob Foto, Grafik oder Videoclip – nur lizenzfrei erhältlich.
Wie können Sie lizenzfreie Bilder und Videoclips nutzen?
Социальные медиа-разметки для презентаций PowerPoint и кинофильмов. Mit Ausnahme der «nur zur redaktionellen Verwendung» vorgesehenen Fotos (умейте в redaktionellen Projekten verwendet und nicht geändert werden können), sind Ihrer Kreativität keine Grenzen gesetzt.

Erfahren Sie mehr über lizenzfreie Bilder oder sehen Sie sich die häufig gestellten Fragen zu Grafiken und Vektoren an.

Чешский метлах, Чешская метлахская плитка, Чешская напольная плитка, Чешская керамическая напольная плитка, Чешская керамическая плитка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *