Бамбук китайский: Бамбук китайский (Бамбук Счастья) или Драцена Сандера
Бамбук китайский (Бамбук Счастья) или Драцена Сандера
Бамбук китайский (Бамбук Счастья) или Драцена Сандера.
В цветочных магазинах достаточно часто встречаются в продаже «бамбуковые» веточки, на вершине закрученные спиралью и имеющие небольшие зелёные отростки, в народе растение часто называют: счастливый бамбук, дерево счастья, бамбук счастья. Низ такого растеньица, совместно с корешками зачастую помещён в ёмкость с водой. Это растение известное как «Бамбук Счастья» (Lucky Bamboo) на самом деле ничего общего не имеет с легендарным бамбуком, о котором всем известно. Но это наименование настоль крепко прижилось, как среди продавцов — флористов цветочных магазинов, так и среди любителей цветоводов, что уже мало кто припоминает истинное наименование растения Драцена Сандера «Сандериана» (Dracaena Sanderiana), да и сам стебель растения своей наружностью сильно напоминает бамбук.
Если верить мастерам Восточной философии — Фэн Шуй, то Бамбук Счастья (Драцена Сандера) находясь в доме, без всякого сомнения, принесёт его обладателям успех, удачу и счастье в семье.
Dracaena sanderiana — данный вид из рода Драцена (Dracaena) и относящийся к семейству Иглицевые (Ruscaceae) собой представляет травянистое многолетнее растение, способного в высоту достигать до 100 см. Растение имеет слегка перекрученные листья серо-зеленого цвета, длина которых достигает до 23 см. Известен сорт имеющий тёмно-зелёную кайму. В природе растение встречается в тропиках и субтропиках Азии, Африки и Южной Америки.
С «бамбуком счастья» в Китае связаны многовековые традиции и обычии. Как уже говорилось выше растение согласно учению фен-шуй способно увеличить приток положительной энергии, обитателям дома приносит счастье, здоровье и финансовое благополучие, может укреплять любовные и дружеские связи, поддерживать хорошее настроение и обеспечивать долголетие.
— Три побега — привлекают счастье.
— Пять стеблей — способны привлекать богатство.
— Семь стеблей — одарят отличным здоровьем.
— Двадцать один побег — обеспечивают успехом во всех начинаниях.

Комбинация же из 20 вьющихся побегов называемая «Башней любви», выделяется в отдельную категорию. Такая композиция в Китае расценивается как жест дружбы, заботы и сострадания. Такой подарок, для достижения благополучия и богатства размещают на юге, юго-востоке либо востоке.
В Китае известно множество способов, благодаря которым можно значительно увеличить магические свойства растения. Самыми известными из них являются золотые и красные ленточки, которыми перевязываются пучки побегов, стеклянные прозрачные вазы, а так же разные талисманы которые развешиваются на завитках растения. По мнению китайских цветоводов кашпо для растения необходимо также подбирать с изображениями священных животных: дракона, жабы либо слона.
Содержание растения и уход за ним:
Ухаживать за Драценой Сандера совершенно не трудно, она отличается повышенной неприхотливостью. Она чудесно может себя чувствовать и при этом расти и развиваться даже находясь в стакане с водой. Можно также при желании посадить данный «талисман удачи» в почву. Чудесно себя чуствует находясь в светлых и хорошо проветриваемых помещениях, без попадания прямых солнечных лучей. Как уже говорилось Драцена Сандера долгое время может расти в воде, но в этом случае у растения могут со со временем желтеть листья, это происходит из-за недостатка минеральных веществ. Лучшим вариантом будет конечно посадить растение в землю, но если всё же вы решили выращивать «бамбук счастья» в воде, то необходимо в воду добавлять специальные минеральные удобрения для драцен. При этом также необходимо учитывать, что уровень воды в ёмкости с растением очень высоким быть не обязан а должен корни покрывать не более чем на 2-3 см, иначе может возникнуть опасность загнивания стебля растения. Если у растения стебель вырос слишком высоким, то верхушку можно отрезать и до образования корешков поставить ее в воду. Драцену Сандера выращивать можно также и в декоративном синтетическом субстрате — гидрогеле, незабывая добавлять в него минеральные удобрения.
Для посадки растения в грунт необходимо создать такие условия, которые обеспечат ему отменный дренаж жидкости. Желательно чтобы нижняя часть грунта включала круглые либо овальные камешки или керамзит, а сам грунт смешать с крупнозернистым песком. В качестве верхней части грунта можно применять любую цветочную смесь либо специальный грунт для драцен, можно также добавить гранулат или торф. Драцена Сандера очень любит воду и поливать её необходимо довольно обильно, по мере высыхания грунта и не допуская пересыхания почвы. Полив этой драцены от полива других драцен отличается тем, что должен быть он более насыщенным. Растение не требовательно к влажности воздуха, чудесно переносит сухой воздух и ему не требуются постоянные опрыскивания, нужно только иногда протирать листья от пыли. Выбирая место для «бамбука счастья» необходимо избегать залитого солнцем подоконника, прямые солнечные лучи растением переносятся плохо и могут легко обжечь листья.
Из посаженного побега со временем вырастет настоящее дерево с длинными листьями и прямостоящим стеблем, высота которого может достигать до 70 см. Не нужно ожидать, что стебель растения будет продолжать закручиваться по спирали (эти красивые изгибы растению придаются искусственным путем), листья драцены также сами собой не отпадут. «Бамбук счастья» будет все меньше напоминать настоящий бамбук из-за своей густой зелёной листвы. От этого он не становится менее декоративным, но если вы всёже хотите наслаждаться голым стеблем, то вам придется отламывать отрастающие побеги.

Размножают «китайский бамбук» верхушечными черенками длиной до 15 см, укорененными в воде или влажной почве, или стеблевыми черенками со «спящими» почками длиной до 8 см. Укореняют черенки в конце весны или начале лета при температуре 23-25°C.
Из вредителей растение повреждается мучнистым червецом, красным паутинным клещиком и корневым жучком.
Возможные проблемы:
— Коричневые края и кончики листьев, коричневые пятна на листьях — говорят о недостаточном поливе или другой причиной являются холодные сквозняки.
— На листьях сухие светлые пятна — из-за слишком яркого освещения растение получило солнечные ожоги.
— Скрученные мягкие листья с коричневыми краями — говорят о слишком низкой температуре.
— У растения желтеют нижние листья — если пожелтение листьев происходит медленно, то это естественный процесс.
Китайский бамбук — какое значение он несет для народа Поднебесной?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Главное растение, которое прочно ассоциируется с Китаем – это, пожалуй, бамбук. Он уникален, и сегодня вы узнаете, почему. Итак, тема сегодняшней статьи – китайский бамбук.
Что это за растение, почему оно знаменито именно в Китае, какое имеет значение для китайцев, что собой символизирует, где применяется – все это в статье ниже. Также вы узнаете несколько красивых легенд, увидите разницу между обыкновенным бамбуком и комнатным растением, а еще найдете ответ на вопрос: «Бамбук – дерево или трава?»
Содержание:
Достояние Китая
О растении
Значение
Символизм
Легенды
Применение
Счастливый бамбук
Заключение
Достояние Китая
В мире известно 1200 видов растения, которое называется «бамбук обыкновенный». Они растут в южных континентах планеты: на африканских, южноамериканских, австралийских землях и конечно же в Юго-Восточной Азии.
При этом рекордсменом по площади зарослей бамбука является Китай. Здесь растет треть всех известных видов – свыше 400. Особенно много его на юге русла знаменитой реки Янцзы, как отмечают многочисленные туристы, которые сюда приезжают.
Река Янцзы
Бамбуковые леса по большей части расположились на юге Поднебесной, а именно в провинциях:
- Сычуань;
- Аньхой;
- Фуцзянь;
- Цзянсу;
- Чунцин;
- Чжэцзян;
- Хунань;
- Цзянси;
- Гуандун;
- Гуанси-Чжуан.
О растении
Растущий на природе бамбук может достигать гигантских размеров: высоты 40 метров и диаметра ствола 25 сантиметров. Сложно поверить, но при этом с точки зрения биологии он относится к семейству злаковых и считается травой. Подобный факт делает бамбук высочайшей травой на планете.
Зеленый бамбук в Китае
Существует два основных типа бамбукового растения:
- с одревеснелым стволом, который может ветвиться, образуя многочисленными листьями красивую крону;
- растущий как привычные травянистые растения, сравнительно низкорослый, с мягким стеблем, который не становится древесиной.
Стебли внутри полые. Сам бамбук растет очень быстро – так, например, одни из его видов — мадаке — способен вырастать более чем на метр за 24 часа.
По слухам, способность бамбука быстро расти китайцы использовали как наказание. Подсудимого сажали над стеблем бамбука, и вскоре он, прорастая внутри тела, протыкал жизненно важные органы.
Растение имеет много побегов, поэтому бамбуковые рощи образовываются так быстро. Корневые системы переплетаются и разрастаются в радиусе трех метров. Они настолько мощные, что могут устоять перед землетрясениями и оползнями.
Цветение бамбука
Бамбук цветет очень редко. Цветение может произойти в 30-летнем возрасте растения, а может – в 100-летнем. После него растение неизбежно погибает.
Бамбуковые побеги – основная еда в рационе больших панд. Когда после цветения растения массово погибают, панды тоже могут исчезнуть. Поэтому для сохранения популяции медведей важно вовремя обрезать стебли.
![]()
Значение
Жители Китая уважают, любят бамбук, если не сказать — боготворят. Сотни видов растения становятся национальной гордостью, а также музой, источником вдохновения для людей искусства, поэтому оно имеет и большое культурное значение для китайцев.
Писатели слагали о нем стихи и писали целые прозаические трактаты. Поэты часто называли его не иначе как «господин».
Самый известный трактат так и назывался – «О бамбуке». Он был написан еще в 3-4 столетии и содержал описание видов и способов применения.
Горы и бамбук, китайская живопись
Прозаик Вэнь Чжэньхэн, живший в 16-17 веках, написал произведение «Вещи, которые радуют взор», где конечно же не мог обойти стороной бамбук. Он советовал, как надо высаживать бамбуковые рощи и декорировать их: внутри непременно должен быть ручеек, через который нужно перекинуть несколько декоративных мостов.
Под зарослями хорошо устроить место для отдыха с каменными скамьями или даже место, где можно почувствовать себя отшельником, расстелившись на циновке или на голой земле с распущенными волосами. Вэнь Чжэньхэн делится секретом, что здесь нет игл, шишек, листьев.
Красота и изящество бамбука отразились также в живописи. У художников могли уйти годы на оттачивание мастерства и совершенство линий. Одним из известнейших был Вэнь Тун, который творил еще в эпоху династии Сун, в 11 веке.
Многие художники подмечали, что переплетенные его стебли очень похожи на иероглифы.
Символизм
Китайцы связывают бамбук со многими символами.
Бамбуковые стебли остаются зелеными круглый год, даже зимой, когда остальная растительность сбрасывает листья и впадает в анабиоз. Они могут выстоять в любую погоду, в любом возрасте, поэтому олицетворяют долгие годы жизни, многолетнюю стойкость, старость, наполненную счастьем и здоровьем.
- Доброжелательность сыновей
Сяо – так называют последователи Конфуция почтительность, добродетельность со стороны сыновей, детей и вообще младших поколений.
Портрет Конфуция
Пустая полость внутри стебля ассоциируется с пустотой, освобождением от материальности – одним из главных понятий буддизма, дзен и даосизма.
- Настроение и состояние человека
Растение живет в любых погодных условиях: ливень, зной, холод, ураган, легкий бриз, снег, росистое утро, туман, рассветные лучи и закат. Каждый раз оно выглядит по-разному. Так же и человек – он претерпевает изменения снаружи и изнутри, внешность и настроение могут меняться, но он должен выстоять в горестях и в радостях.
- Сила тела и духа
Китайцам нравится бамбук за его качества: силу, стойкость, несломленность, постоянство, устойчивость. Человек тоже должен обладать такими характеристиками, тренируя физическую и психическую выносливость.
Речь идет о красоте как внешней, так и внутренней. Каждую часть растения они сравнивают с человеческими чертами, которые делают его красивым. Ветвистые мощные корни – могущество, рвущийся ввысь ствол – целеустремленность, полый стебель – скромность, внешняя чистота – непорочность.
- Счастье и духовная истина
Стебель, постоянно стремящийся вверх, ассоциируется с вечной любовью, духовным ростом, стремлением к власти, верным спутником и семейной жизнью, полной здоровья, достатка и гармонии.
- Благородный муж
Китаянки, когда мечтают о хорошем муже, представляют себе мужчину, наделенного всеми качествами бамбука – сильный, мужественный, стойкий, строгий, благородный. Подобно ему, идеальный мужчина должен быть гибким, но несломленным, должен всегда стремиться к росту. Простой внешний вид растения символизирует экономность, скромность избранника.
Бамбук растет даже зимой, поэтому вместе с сосновым и сливовым деревьями его называют другом зимы.
Бамбуковый лес зимой
В Поднебесной бамбук – прекрасное олицетворение гармоничных отношений людей и природных сил.
Легенды
Китайцы почитают бамбук с древних времен, поэтому неудивительно, что с ним связаны легенды китайской культуры. Приведем две легенды, полные печали, любви и сострадания.
Первая легенда рассказывает о событиях, происходивших за 2 тысячи лет до наших дней. В одном из китайских районов свирепствовали злобные драконы, принесшие немало проблем населению. Бороться с девятью существами собрался сам император Шунь.
Время шло, но правитель не возвращался. Тогда его жены вдвоем отправились на поиски. По дороге они узнали, что супруг погиб.
Не в силах сдержать слезы, девушки расплакались, а капли падали на землю возле речного берега и бамбук, росший неподалеку. На стеблях появились пятна – как будто горькие слезы выжгли следы. Прошли годы, а пятна и легенда о пятнистом бамбуке остались.
Другая история повествует об ученом Менг Зонге, который был очень почтительным сыном, с любовью и уважением относился к матери. Однажды женщина заболела, тогда ей захотелось поесть бамбуковых побегов.
Сын отправился на поиски, но не мог их найти, потому что на дворе стояла зима. Стоя у бамбукового ствола, молодой человек расплакался от обиды и страха. Вдруг на месте его слез взошли побеги.
Ученый собрал их, отнес матери, а та вскоре выздоровела. Эта легенда учит тому, что почтительная любовь детей может вызвать благосклонность небес.
Применение
Сфера применения бамбука в Китае невероятно широка. Из него изготавливают все, что только можно представить.
С бамбуковыми растениями связаны научные открытия с давних времен. К примеру, еще в эпоху династии Шан – а это 16-11 века до нашей эры – было изобретено бамбуковое сверло. Примерно в то же время изобрели систему ирригации и первый водопровод, используя стебли бамбука.
Вот где еще применяют эти универсальные растения:
1. Продукты питания
Молодые побеги, только-только взошедшие, а также семена, напоминающие овсяные зерна, используют в пищу. Пушистые листочки удаляют, а побеги подвергают термической обработке – так исчезает характерный горький вкус.
Раньше семена ели только во время страшного голода, потому что цветение бамбука – редкое явление и семян было мало. Отсюда появилось поверье, что если цветет бамбук, то быть голоду.
2. Бумага
В эпоху правителей династии Хань, на рубеже нашей эры с прошлой, изобрели бумагу, представлявшую собой поделенные на равные части бамбуковые листы. Их скрепляли лентами или сухожилиями животных – так получались книги.
Сегодня также в состав бумаги из Поднебесной входит бамбук. Его используют еще при изготовлении холстов для художников.
3. Строительство
Гибкие, легкие, но крепкие стволы в древности использовали для возведения мостов, трубопроводов, водяных колес, транспорта, строительных лесов и даже домов. Особенно популярно здание одного китайского банка в Гонконге, выполненное из бамбука.
Здание банка Китая
Его спроектировал архитектор по имени Юй Мин Пэй. Высота 70-этажного гиганта – 315 метров. Основа состоит из бамбука, ее разбавляют стеклянные стены, а каркас держится всего на четырех опорах из стали – по одному в каждом углу.
Шедевр архитектуры, построенный в духе экспрессионизма, прочно стоит далеко не первый год, несмотря на постоянно бушующие в Гонконге стихии в виде тайфунов и землетрясений.
Древние китайцы применяли бамбук как меру длины и объема.
4. Садоводство
Бамбук в китайском саду применяется непосредственно как растение – для этого лучше подходят низкорослые и пестролистные виды, а также как элемент декора – из него делают мостики, лестницы, опоры, рамки и прочие предметы экстерьера.
5. Предметы обихода
Изделия из этого растения широко используются в доме, интерьере, в повседневной жизни и в особенности на кухне.
К ним можно отнести:
- мебель;
- шляпки;
- корзины;
- циновки;
- палочки для еды;
- ткань и одежду;
- салфетки для мытья посуды;
- посуду;
- шторы;
- сундуки, шкатулки;
- кисти для живописи;
- ручки зонтиков, трости, удочки, палки для лыж.
6. Музыкальные инструменты
Из бамбуковых стволов делают не только духовые инструменты, как например флейту по-китайски – дизцы, но и национальные струнные, ударные инструменты – эрху, чжэн, шэн.
7. Оружие
Сюда относятся стрелы, ружья, копья, лук, а также элементы для оружия – наконечники стрел, рукояти ножей.
8. Медицина
В медицинских целях применяется сок, содержащийся в стеблях некоторых видов, – табаксир. Его применяют страдающие кашлем, астмой, сексуальными расстройствами. Кстати, его также используют в качестве полироля.
Раньше из молодых растений изготавливались тонкие иглы для шприца.
Счастливый бамбук
Нередко в домах и цветочных магазинах можно увидеть декоративное растение – в народе его называют бамбуком счастья. Он выглядит как зеленые палочки, на концах загибающиеся в спирали. Однако в действительности они не имеют ничего общего с привычным нам бамбуком, кроме некоторого внешнего сходства.
Такое растение носят имя Драцена Сандера и относятся к семейству лилий. Уход за ним прост, поэтому часто его можно встретить в квартирах и офисах.
Драцена Сандера
Но китайцы не смотрят на биологические различия растений и любят драцену Сандера так же, как обыкновенный бамбук. Считается, что она привлекает в дом энергию Ци, а с ней – счастье, достаток, семейную гармонию.
Хорошим тоном будет дарить растение, причем по любому значимому событию. Символизм зависит от количества побегов. Лучшим подарком будет «букет» из двадцати веточек, который зовут «башней любви» – это символ признания, дружбы, благих пожеланий.
Заключение
Хочется еще раз сказать, что бамбук – уникальный представитель флоры. В Китае он пользуется особой любовью. О нем слагают легенды, пишут стихи, трактаты, одухотворяют в живописи.
Это неудивительно, ведь он издревле помогал людям строить быт, работать и отдыхать. Поэтому даже сейчас, чтобы почувствовать единение с природой не выходя из собственной квартиры, люди разводят бамбуковые растения и обставляют интерьер декоративными изделиями из них.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья, не забудьте поделиться ссылкой на нее с дурзьями в социальных сетях.
И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
Господин бамбук — несгибаемый символ Китая
Наверное, не ошибусь если скажу, что бамбук — именно то растение, которое чаще всего ассоциируется у нас с Китаем и всей Юго-Восточной Азией в целом. Для китайцев бамбук был и остается почти всем: пищей, строительным материалом, сырьем для изготовления различных предметов утилитарного назначения. Бамбук символизирует лучшие качества благородного мужа, он входит в число «четырех благородных» растений.
Бамбуковая роща в Саду бамбука в Пекинском ботаническом саду
Слово бамбук записывается иероглифами 竹子 чжуцзы. Первый иероглиф даже внешне похож на бамбук. Бамбук символизирует силу, стойкость, мужество, минимализм, простоту, строгость и, вместе с тем, изящество — качества, присущие благородному мужу. Бамбук гнется под ветром, но не ломается. Так и благородный муж может согнуться перед непреодолимыми обстоятельствами и жизненными невзгодами, но не сломается.
♦ О благородном муже читайте в статье: Конфуций: жизнь и учение
В природе бамбук растет очень быстро. В отдельные месяцы он может прибавлять до 5 см в час, вырастая до 15-30 метров высотой. Так и благородный муж стремится подняться над собой, стать лучше. Древнекитайский философ Сюнь-цзы (313-238 до н.э.) писал, что природа человека дурна, а то, что в ней есть доброго, представляет собой приобретенный навык. Бамбук как раз и олицетворяет стремление к добродетели и добру.
Бамбук — вечнозеленое растение, которое ежегодно сбрасывает лишь часть листьев. Поэтому бамбук символизирует долголетие, счастливую здоровую старость. Кроме того, он — символ сыновней почтительности 孝 сяо — одной из основополагающих конфуцианских категорий.
Бамбук внутри полый, тем самым олицетворяя животворную пустоту, потенциальную возможность и свободу от материального.
С какою нежностью колышется бамбук,
Не уставая успевать за ветерком.
И переглядываясь с соснами тайком,
Он издает пустотным стеблем тонкий звук. (Тао Юаньмин, 365-427, пер. В.М. Алексеева)
Бамбук выглядит по-разному в разное время года, в разную погоду. Поэтому часто бамбук сравнивали с состояниями человека. Так, например, в знаменитом китайском романе «Цветы сливы в золотой вазе, или цзинь, пин, мэй» есть такие строки:
С пятнистым бамбуком так схож мой заплаканный вид.
Все крапинки-слезы бамбук и поныне хранит…
Декоративное окно в галерее, парк Сунь Ятсена, Пекин
Поэты, описывая бамбук, часто прибегали к эпитету «этот господин» 此君 цы цзюнь. А художники могли потратить всю жизнь, совершенствуя технику письма бамбука. Переплетение тонких длинных листьев бамбука чем-то напоминает китайскую иероглифику.
Учитывая, что в Китае известно около 300 видов бамбука, это был неиссякаемый источник для творчества и самосовершенствования. Существует немало вариантов изображения бамбука: стоящего вертикально и согнувшегося под порывами ветра, освещенного солнцем или поникшего под дождем, утром или вечером, зимой или летом, с капельками росы или дождя на листьях, или покрытого инеем или снегом. Бамбук наиболее прекрасен летом, он — символ лета.
В III-IV веках был написан «Трактат о бамбуке», где описывались разные виды бамбука и способы его применения. Уроженец города Сучжоу Вэнь Чжэньхэн 文震亨 (1585-1645), внук известного художника Вэнь Ужэнмина, в своем трактате «О вещах, радующих взор» 长物志 чан у чжи писал:
Желая насадить бамбук, нужно прежде насыпать возвышенность, окружить ее ручейком и перебросить через ручей наискосок маленькие мостики. Ибо в бамбуковую рощу надо входить, как бы поднимаясь на гору, а в самой роще земля пусть будет ровная: на ней можно сидеть или лежать с непокрытой головой и распущенными волосами, подражая отшельникам, обитающим в лесах. Еще можно расчистить участок земли, выкорчевав там все деревья, а по краям соорудить высокую ограду из камней. Под бамбуком не бывает игл или листвы, поэтому там можно сидеть, расстелив циновку, или соорудить каменные скамьи.
Самые длинные побеги дает бамбук по прозванию «волосатый». Однако то, что хорошо в горах, не всегда годится для городской жизни. В городе лучший сорт бамбука — «побеги хуцзи». Наихудший же — это бамбук из северных краев.
Сажают бамбук разными способами: «разреженным», «густым», «поверхностным» или «глубоким». При «разреженном» способе побеги сажают на расстоянии в три-четыре аршина друг от друга, чтобы было много пустого пространства. При «густом» способе побеги сажают так же далеко друг от друга, но в одну лунку вкапывают по четыре-пять ростков, чтобы корни бамбука были густыми. «Поверхностная» посадка означает, что ростки вкапывают неглубоко, а «глубокая» посадка означает, что ростки обкладывают еще и комьями глины. Если сделать так, бамбук вырастет особенно пышным. (пер. В.В.Малявина)
Бамбуковый сад в парке Сунь Ятсена, Пекин
Не перечислить, сколько всего делали из бамбука. Поистине, он — кормилец китайцев. Молодые побеги бамбука употребляют в пищу. Он — прекрасный строительный материал, из него делают различные предметы мебели, изготавливают ткани, которые держат тепло в холодную погоду и холодят в жару. Из бамбуковых волокон плетут жаровни, корзины, шляпы, циновки. Стебли бамбука идут на изготовление труб для воды, водяных колес. Палочки для еды тоже делают из бамбука. Первые китайские книги были написаны на расщепленных бамбуковых пластинах. Из бамбука также изготовляют музыкальные инструменты, например, флейту дицзы 笛子 и струнный инструмент эрху 二胡.
Трактат Сунь-цзы «Искусство войны» (Сунь-цзы бин фа), написанный на бамбуковых планках. Национальный музей, Пекин
А еще бамбук — основное питание для панд. Сохранение бамбуковых рощ — это одно из основных условий для сохранения популяции диких панд в Китае.
Ниже — фотографии бамбука, сделанные в некоторых садах и парках Китая.
Фонарь в беседке. Сад Цзянсу, Парк-выставка садов, Пекин
Бамбуковый сад. Парк Дагуань, Пекин
Окошко в стене. Резиденция князя Гуна (Гунванфу), Пекин
Скала и бамбук. Резиденция князя Гуна (Гунванфу), Пекин
Беседка и бамбуки в монастыре Линъиньсы, Ханчжоу
© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Instagram, RSS, Яндекс.Дзен, YouTube
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:- Дешевые авиабилеты: Aviasales
- Гостиницы и базы отдыха: Booking
- Туристическая страховка: Cherehapa
- Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Бамбук: национальное достояние Китая | Laovaev.net
Сильный, многофункциональный и изящный бамбук является неофициальным символом Китая. Поэтому очевидно, что для жителей Поднебесной он значит очень много.
В течение многих столетий этим растением восхищались художники и поэты. И явно не потому, что им было не о чем больше говорить. Популярность растения среди творческих людей подтверждает и то, что в 2012 году был выпущен сборник стихов. Все произведения там посвящались одному единственному герою – бамбуку. В китайской философии растение тоже занимает очень важное место. Его любят и ценят наравне с вишней, орхидеей и сосной. Упоминал это растение и один из самых известных восточных философов, Конфуций. Бамбук, по его мнению, был не просто красивым растением, но символом человеческой стойкости и свободы от всего материального. Дело в том, что пустота в конфуцианстве – это не что-то плохое, что непременно нужно заполнить. Это простор для возможностей. Поэтому ствол бамбука, который внутри пустой, а снаружи очень прочный Конфуций сравнивал с сильным человеком, перед которым открыты все двери. Другой важный момент – бамбук, не смотря на свою прочность, очень гибкий, поэтому ему не страшны никакие удары стихий. Растение способно существовать в самых плохих условиях. А после сильной бури оно не погибает, а просто расправляет ветви и продолжает расти дальше. Поэтому его и ассоциируют с морально сильными людьми. А его вечно-зеленые листья для китайцев являются символом долголетия и счастливой старости.
Но бамбуком не только восхищались. Его использовали и в практических целях. При раскопках одного из самых древних китайских селений археологи обнаружили стрелы, луки и даже бытовые предметы, сделанные из бамбука. Известно и то, что в Поднебесной в древние времена вместо бумаги использовали прочные бамбуковые дощечки. Они были крепкими и удобными в работе. Поэтому ценили их намного выше менее прочного шелка. Единственным их недостатком был размер. Из-за того, что даже у высокого дерева ствол не очень широкий, таблички, соответственно, тоже получались довольно узкими. И на них умещался только один ряд знаков. Отдельные дощечки скрепляли между собой. Получались первые «книги».
Позже о бамбуке тоже не забывали. И сейчас все части этого растения используются для того, чтобы производить какие-то вещи. Поэтому после работы с деревом не остается никаких отходов. В ход идет все: и прочная древесина, и листья, и сок, и даже корни.
Из бамбука делают красивые и практичные вещи, которые, к тому же, отличаются высокой стойкостью. Так, например, многим знакомы изящные бамбуковые флейты, которые издают удивительные звуки. Еще один фирменный сувенир, которые многие привозят из поездки в Китай – тонкие бамбуковые палочки. Из этого материала также делают и различные циновки, шляпки и плетенные сумочки. Более масштабно этот материал используют для того, чтобы делать из него качественные и экологически безопасные водопроводные трубы. А бамбуковые побеги даже используются китайцами в пищу! Это одно из любимых полезных лакомств у многих жителей Поднебесной. Бамбуковые побеги и вкусные, и питательные и богаты витаминами. Их едят и просто так, и в салатах или гарнирах. А более толстые стволы даже начиняют рисом со специями или смесью мясного фарша с рисом. В целом, фирменную китайскую кухню трудно представить без этого необычного ингредиента. Правда, китайцам приходится сдерживать свой аппетит, ведь бамбук является еще и одним из главных источников питания панд. Так что, чтобы дикие панды продолжали жить и не исчезли, нужно, чтобы им всегда хватало бамбуковых побегов и листьев.
Оценили китайцы и то, насколько эффективно можно использовать бамбук в медицине. Мудрые жители Востока всегда отдавали предпочтение традиционным лекарствам и старались жить в гармонии с природой. Поэтому бамбук, растущий практически во всех регионах страны они тоже научились использовать по полной. Его листья могут быть и неплохим лекарством от кашля, а также средством, понижающим жар. Сок бамбука вполне можно использовать при борьбе с таким серьезным заболеванием, как эпилепсия. Из корней же делают настойку, которая работает как средство для общего укрепления организма. Многие врачи использовали смесь бамбука, померанца, имбиря и солодки. Также его советовали употреблять тем, у кого были проблемы с суставами или слишком ломкие кости. Ведь в бамбуковых побегах содержится огромное количество кремния.
Применяют бамбук и в строительстве. Китайцам он фактически заменяет кирпич. Он очень прочный и надежно защищает от непогоды. Недавно в Поднебесной завершилось строительство целого города, где все сделано из бамбука. Бамбуковые дома, двери, окна, мосты. Строители уверены в том, что все, созданное ими, простоит не один год. Ведь бамбук не только прочный, но и устойчив к гниению и влиянию воды.
Также нельзя отрицать и то, что бамбук – это невероятно красивое растение. Поэтому логично, что именно его чаще всего можно встретить в китайских садах. Стебли этого растения могут вырастать до тридцати метров в высоту. Правда стандартные его размеры – примерно 15 метров. Плюсом является и то, что у этого растения листья всегда зеленые. Бамбук только сбрасывает часть листьев ежегодно. Но никогда не теряет своей привлекательности. Поэтому часто его выращивают в садах и парках. Это, кстати, не только красиво, но и удобно. Ведь он растет быстро и сам по себе, не требуя особого ухода. Кроме того, под деревьями удобно сидеть, ведь они не сбрасывают ни иглы, ни листья, а значит, почва там мягкая. Поэтому под бамбуком можно либо поставить небольшие скамейки, либо просто постелить циновку в летнее время года.
Выращивают бамбук и в домах. Китайцы верят в том, что бамбук в доме – к удаче и долголетию. Поэтому многие в первую очередь высаживают именно его. Как правило, помещают его в широкие сосуды. От того, сколько стеблей в нем уместится, зависит и то, как растение будет влиять на людей. Так, 2 стебля – символ любви и верности. Три – отличный способ привлечь счастье. Пять – к богатству, семь – к здоровью, восемь – к успеху в карьере, девять, опять же, к удаче.
Правда, несмотря на его неприхотливость, у многих все равно нет времени на то, чтобы заботиться о бамбуке в горшках. Поэтому его часто заменяют простой картиной с изображением любимого растения. Такое изображение в детской комнате приведет к тому, что ребенок будет умным и развитым не по годам. В остальных комнатах его вешают для того, чтобы защитить дом и семью от негативной энергии и добиваться всех поставленных целей.
Очень символично, что одним из любимых растений китайцев является именно бамбук. Он вечнозеленый, быстрорастущий и невероятно стойкий. Теми же словами можно описать и китайский народ, который способен пережить любые проблемы и все равно стать одной из самых сильных стран в мире!
Похожее
Бамбук национальное достояние Китая |
Бамбук национальное достояние Китая
Китай славится как своим особым национальным достоянием гигантскими пандами, так же к национальному богатству относится и основной продукт питания гигантской панды — бамбук.
Китайцы любят бамбук, и культура бамбука укоренилась в сознании китайцев как символ традиционной национальной ценности.
Символ удачи и богатсва
«Бамбук является символом китайской силы. Китайцы восхищаются качествами бамбука, который быстро растёт и становится очень устойчивым к внешним раздражителям. Считается, что настоящий китаец должен быть сильным в психическом плане и очень настойчивым, даже если не хватает физических сил, т. е. обладать сходными с бамбуком качествами.»
Бамбук — пример гармонии между природой и человеком. Китайцы считают, что его глубокие корни — выражение решительности; его высокий, прямой стебель — чести, его внутренняя полость — скромности, его чистый, спартанский вид — целомудрия.
Древняя китайская литература проникнута уважением к бамбуку. На протяжении всей истории Китая создавались картины, изображающие бамбук (живопись бамбука), бамбуку посвящались стихи, о нем писали в прозе.
Вот Су Ши , поэт эпохи Сун, упоминает бамбук в «Лесе записей»:
«Запись о прогулке в Чэнтянь[сы]
В десятый месяц, день двенадцатый, шестого года Юань-фэн я уж одежды снял, хотел лечь спать, как лунный свет, как говорится, вошел в проем дверей — в восторге я вскочил, о том жалея, что не с кем радость разделить. Я устремился в храм Чэнтяньсы и стал искать Чжан Хуай-миня. Хуай-минь не спал, и мы с ним вместе вышли во двор. А во дворе — сия-
нье светлое, что разлилось по глади вод, и водоросли-травы в той воде переплелись причудливо и тесно, укрытые в тени бамбука, тополей.
Та разве ночь, где нет луны? То разве уголок, где нет бамбука, тополей? Но — мало-мало нас — таких как мы, ничтожные, [я с Хуай-минем]!!
СУ ШИ. ЛЕС ЗАПИСЕЙ ДУН-ПО http://alimov.pvost.org/pdf/zl/su%20shi.pdf
Живопись бамбука один из жанров китайской традиционной живописи: http://wp.me/p7pfsi-1pN
«Чжэн Баньцяо(1693-1765), по национальности хань, родом из г. Синхуа пров. Цзянсу, – знаменитый художник, каллиграф эпохи Цин. Его настоящее имя – Чжэн Се. Бамбук и скала.»
Из всех стран в мире в Китае растет больше всего бамбука. Китай, своего рода, «Королевство бамбука». Более четырехсот видов бамбука произрастает в этой стране, одна треть всех известных видов бамбука в мире выращивается здесь. Китай имеет самую большую посевную площадь бамбука, а место, где растет больше всего бамбука в Китае — это южная зона реки Янцзы — очень популярное местом у туристов всего мира. Бамбук в основном растет в Южном Китае, в том числе в таких регионах, как Сычуань, Чунцин, Аньхой, Чжэцзян, Фуцзянь, Хунань, Гуандун, Цзянси и Цзянсу, а также Гуанси-Чжуанский автономном районе.
Бамбук использовался в различных аспектах повседневной жизни китайцев с древних времен. Из него производили продукты питания, одежду, жилища, средства транспорта, музыкальные инструментов и даже оружие. До Восточной династии Хань (25-220), когда была изобретена бумага, полосы бамбука использовались для создания книг.
В традиционной китайской культуре бамбук является символом красоты. Он как бы демонстрирует характер моральной целостности, стойкости, скромности и верности. Он также выступает в качестве примера одиночества и элегантности. Эти символические смыслы становятся главными темами в китайской живописи, каллиграфии и поэзии. На протяжении тысяч лет поколения художников воспевали эти, приписываемые бамбуку, духовные ценности.
На протяжении всей истории, бамбук вдохновил многих художников. Большое количество художественных работ были связано с темой бамбука, в том числе стихи, картины и музыка. Есть много легенд и историй, связанных с бамбуком.
Легенда о бамбуке
Вот легенда о пятнистом бамбуке (Бамбук императорских наложниц)
В легенде расскаывается что, во время правления императора Шуня (императора древней династии Китая, которая правила более двух тысяч лет назад), девять злых драконов поселились на одной из гор провинции Хунань. Шунь решил помочь своему народу и истребить этих драконов, которые приносили много бед людям.
Прошло время, Шунь не вернулся. Его две жены очень беспокоились и стали искать Шуня. Они узнали, что их муж умер, пытаясь убить драконов. Услышав печальную новость, жены стали горько плакать. Слезы падали на землю у реки, где они узнали новость. Бамбук, росший на берегу реки, весь был залит слезами. На бамбуке остались следы, напоминающие отпечатки пальцев. Говорят, что это следы пальцев женщин и их слез, сохранившиеся на бамбуке.
Еще легенда о бамбуке
Менг Зонг, ученый в древнем Китае, был почтительным сыном, который любил свою мать так глубоко, что о его любви рассказывалось в книге «24 истории о сыновней почтительности». Однажды зимой мать Менг Зонга заболела, и захотела поесть побегов бамбука. Но зимой бамбук не дает побегов, поэтому Менг Занг и не нашел их. Он заплакал возле дерева бамбука, и вдруг он обнаружил несколько побегов бамбука в местах, где он плакал. Он принес побеги бамбука домой и приготовил их. Поев побегов бамбука, мать Мезг Зонга стала постепенно выздаравливать. Говорят что побеги бамбука взошли как ответ неба на сыновнюю почтительность Мензонга.
Бамбук и наука и техника
Применение бамбука в области науки и техники впечатляет. Китайцы изобрели бамбуковую сверло во времена Шан (1600-1100 до н.э.). В 251 г. до н.э. была создана первая ирригационная сеть в мире, в которой бамбук играл важную роль. Самая старая в мире водопроводная труба была также сделана из бамбука.
Изготовление бумаги является одним из четырех древних великих изобретений Китая. Во времена династии Хань, люди стали использовать бамбук для изготовления бумаги, которая отличалась превосходным качеством и была недорогой. Даже сейчас бамбук используется в качестве одного из важных сырьевых материалов в производстве бумаги. Некоторые из сортов бумаги для традиционной китайской живописи также делаются из нежного бамбука.
Бамбук является идеальным строительным материалом, который может быть использован для строительства домов, строительных лесов и столбов.
Юй Мин Пэй, американский архитектор китайского происхождения, уроженец Гуанчжоу, один из пяти первых лауреатов Притцкеровской премии, разработал проэкт 315-метрового семидесятиэтажного особняка для Китайского банка. Это великолепное здание до сих пор возвышается в Гонконге, несмотря на ужасные тайфуны характерные для этих мест. Структурный экспрессионизм принятый как основа конструкции этого здания позволил сконструировать и построить
высотное здание, напоминающее растущие побеги бамбука, символизирующие средства к существованию и процветанию. Вся структура поддерживается четырьмя стальными колоннами по углам здания, с треугольными рамками, переносящими вес конструкции на эти четыре колонки. Она покрыта стеклянными стенами.
Бамбук и музыка
Бамбук является незаменимым для изготовления многих традиционных китайских музыкальных инструментов, в том числе флейты, шэн, чжэн, эрху и других. Вот легенда об изобретении бабуковой флейты с сайта Sadpanda http://sadpanda.cn/archives/1660
» Жила-была девушка по имени Бан Цюэ (Bang Que). Жила она в те далёкие-предалёкие времена, когда монстры свободно разгуливали по земле. И вот, однажды, когда девушка находилась довольно далеко от дома, один такой монстр напал на неё.
Всё могло бы очень плохо закончиться для Бан Цюэ, если бы в тот момент, когда она уже совсем потеряла надежду спастись, не появился охотник. Охотник был молодой, девушке он понравился, но вот беда: не успел спасти, как исчез – погнался за мамонтом монстром и не вернулся. Бан Цюэ затосковала. Тогда её отец, человек изобретательный, смастерил музыкальный инструмент, состоявший из полых бамбуковых трубок (числом до 17-ти), вроде волынки. Думаете, чтобы дочь могла скрасить свой досуг и перестать вздыхать по юному охотнику? Папа Бан Цюэ, хоть и был не чистым ханьцем, а представителем народности Мяо, обладал нормальной прагматической китайской логикой, то есть привык решать задачу в несколько ходов. Он стал обучать молодых людей игре на новоизобретённом музыкальном инструменте и скоро сделал его весьма модным у продвинутой молодёжи.
Затем папа перешёл ко второй части своего плана. Когда было объявлено о состязании музыкантов, желающих набралось очень много. Пришёл и тот самый молодой охотник. Бан Цюэ узнала его. Теперь молодой человек никуда не спешил, у него было время приглядеться к девушке, пара пылких взглядов решила исход дела: скоро Бан Цюэ и молодой охотник поженились. Вот такая легенда есть у народности Мяо по поводу возникновения музыкального инструмента шэн, он же传统笙 (chuántǒng shēng)».
Муыкант, играющий на шенеСтихи о бамбуке
Цай Цюэ (эпоха Сун)
О постилке из бамбука
Летним утром поднялся к павильону Крытая Коляска
Бумажная ширма. Под голову — камень. А ложе — упругий бамбук.
Полуденный сон закружил облаками, и выпала книга из рук.
Проснулся внезапно от громкого смеха, что эхом донесся с реки.
Под звуки свирелей устроив потеху, смеялись средь волн рыбаки…
Перевод Бориса Мещерякова
О бамбуковом саде
Ли Шэ (эпоха Тан)
Поднялся на гору
Весь день кружилась голова, как будто в пьяном сне,
Но вдруг повеяло весной, и легче стало мне.
Поднялся на гору и там, в бамбуковом саду,
Монаха встретил: по душам беседу с ним веду…
И в жизни, что казалась мне бесцельной и пустой,
Я миг прозрения обрел и на полдня — покой!
Перевод Бориса Мещерякова
Феномен цветения бамбука загадка для биологов. Он цветет крайне редка. Приблизительно раз в 60 лет.
Цветене бамбука
Бамбук в китайской живописи |
Бамбук в китайской живописи
Заметьте, что самое жесткое дерево легко ломается, в то время как бамбук или ива выживают, сгибаемые ветром.
Брюс Ли
Бамбук в Китае любят и поэты и художники.
БАО ЧЖАО
БАМБУК У СТРЕХИ
Лопнули почки,
ветки топорщит бамбук,
Кажется, весь он
зазеленеет вот-вот,
Пышная крона
сверху накроет стволы,
Зелень побегов
снизу к стволам подойдет.
Ветер подует —
скатится с веток роса,
Выглянет месяц —
тень упадет от ростков:
Выбрали место
возле окна твоего,
Не захотели
жить у речных берегов…
Китайская живопись бамбука Мо-жу.
Мо-чжу
—
墨竹, «бамбук, [нарисованный] тушью», «живопись бамбука», — одно из самых значительных (наряду с «живописью цветущей сливы», мо-мэй 墨梅, «[цветущая] слива, [нарисованная] тушью») стилистико-тематических направлений жанра «цветы и птицы» — хуа-няо (хуа) 華鳥 (畫), «живопись/изображения цветов и птиц», в произведениях которого варьируются изображения бамбука – от целого растения до нескольких ветвей или листьев.
Это направление выделилось примерно на рубеже VIII-IX вв. Некоторые сочинения по истории живописи возводят его к творчеству знаменитого художника эпохи Тан (618-906) У Дао-цзы, либо самодеятельного и впоследствии забытого живописца Сяо Хуана 蕭怳 (вторая половина VIII – начало IX в.). В письменных источниках упоминается ныне утраченная картина неизвестного автора начала Х в., в которой изображение бамбука сочетало контурный рисунок с цветной тонировкой. Древнейшим подлинным образцом «живописи бамбука» сегодня признается картина на шелке, обнаруженная в погребении на северо-востоке Китая (пров. Ляонин) и датируемая 959-986 гг. Она выполнена тушью и красками, подтверждая, что первоначально «живопись бамбука» могла исполняться в полихромной технике. В связи с «живописью бамбука» источники называют еще одного мастера эпохи Пяти династий (У-дай, 907-960) — Дин Ляня 丁譧 (Х в.), жившего на юго-востоке Китая (совр. уезд Исин 宜興, пров. Цзянсу) и создавшего серию картин, в названии которых фигурирует слово «бамбук», но ни одна из них не сохранилась.
Существует несколько теоретико-эстетических сочинений, специально посвященных образу бамбука и правилам его живописания, оставленных, в частности, признанным мастером мо-чжу Ли Каем 李衎(1245-1320). Его свитки — «Шуан гоу чжу ши ту» 雙鉤竹石 («Пара бамбуков с искривленными стволами [и] камни», бумага, тушь, 163,5х102,5 см) и «Сы цин» 四清 («Четыре чистейших», бумага, тушь, 35,6х359,8 см) – сохранились в коллекции Музея Гугун (г. Пекин). Теоретические взгляды Ли Каня излагаются в трех трактатах «Хуа чжу пу» 畫竹譜 («Каталог/книга живописи бамбука»), «Мо чжу пу» 墨竹譜 («Каталог/книга [живописи] бамбука тушью») и «Чжу пу» 竹譜 («Книга о бамбуке») или «Чжу тай пу» 竹態譜 («Книга об образе бамбука»). Текст «Чжу пу» был почти полностью использован при написании соответствующего тематического раздела в знаменитом трактате «Цзецзыюань хуачжуань» 芥子園話傳 («Слово о живописи из Сада с горчичное зерно», XVIII в.). Эти сочинения показывают, что образ бамбука наделялся особой благородной духовностью, рассматриваясь в неразрывной и почти мистической связи с внутренним миром художника. Поэтому процесс написания бамбука мыслился неким эзотерическим действом, совершаемым в моменты наивысшего духовного напряжения человека, по наитию и вдохновению. Считалось, что в акте творения самому рисунку передается не только профессиональное мастерство, но и внутренние качества личности художника — душевная чистота, благородство помыслов, тонкость и рафинированность интеллекта.
Обращение к «живописи бамбука» являлось свидетельством достижения вершин живописного мастерства, т.к. в рисунке должны были использоваться все известные в китайской живописи и каллиграфии способы работы с кистью («каллиграфические стили», см. статью «Каллиграфия»). Его ствол надлежало исполнять в почерке/стиле чжуаньшу 篆書 («печатный стиль»), коленца ствола – штрихами, выполненными в лишу 隸書 («официальный стиль», «протоуствной почерк»), ветви – в скорописи цаошу 草書, листья – в «уставе» кайшу 楷書.
Источники:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. с кит. и коммент. К. Ф. Самосюк. М., 1978; Слово о живописи из сада с горчичное зерно / Пер. с кит. Е. В: Завадской. М., 1969.
Литература:
Белозерова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Завадская Е. В.Юаньский мастер Ли Кань о тайне живописи бамбука//Китай. История, культура и историография. М., 1977; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004; Купер Р., Купер Дж. Шедевры, искусства Китая (Пер. с англ.). Минск, 1997; Сокровища Музея Императорского дворца Гугун. М., 2007; Чжуан Цзя-и, Не Чун-чжэн. Чжунго хуйхуа (Китайская живопись). Пекин, 2000; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая)/Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Bickford M. Ink Plum. The Making of a Chinese Scholar-Painting Genre. Cambridge, 1996; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Lidderose L. Orchiden und Felsen. Chinesische Bilder im Museum fur Ostasiatische Kunst Berlin. Berlin, 1998; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1-3. L., 1958.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 671-673.
Работая в жанре «живопись бамбука» художник будет рисовать стебель бамбука или группу стеблей с листьями. Для него важен контраст между передним и задним планами, а также между различными текстурами, использующимися в изображении стеблей и листьев. Художник часто вписывает стихотворение, которое сопровождает картину и далее разъясняет мотив создания изображения. Стихотворение является неотъемлемой частью работы в целом. Зритель может сравнить каллиграфию стихотворения с каллиграфией живописи, и изображение с содержанием надписи кистью, которое отражает аналогичные настроения и состояния сознания.
Бамбук крепкий, прямой, и надежный. Его может согнуть ветер, буря и дождь, но он никогда не изменится. Он настоящий пример мужества и выносливости.
Первый принцип композиции живописи бамбука- четыре части растения должны быть рассмотрены в следующем порядке: стебель, узел, ветви и листья. Если основное правило не соблюдается, время и усилия будут потрачены впустую, и картина никогда не будет завершена. Изображение бамбука должно передавать истинную сущность бамбука, выражение качеств добродетельного и высокоморального человека, которые оно символизирует. Качества бамбука как растения рассматривались как образец моральной силы, а чествование этих качеств человеком как акт самосовершенствования.
Художник Вэнь Тун писал, что бамбук живет в его сердце. Бамбук не только относится к четырем благородным растениям. Это слива (мэй), орхидея (лань), хризантема (цзюй) и бамбук (чжу).
Он также принадлежит к отдельной группе, где он открыто братается с соснами и сливами. Сосна, Бамбук и Цветок Сливы (сун чжу мэй) — «Три Зимних Друга» Они называются тремя друзьями зимы, потому что бамбук и сосна не вянут в зимние дни, и сливы начинают цветение в холодное время года.
Бамбук также демонстрирует определенную визуальную привлекательность на образованных людей, потому что его силуэт в лучах солнца или луны на бумажных окнах китайского дома производит поэтический эффект. Его прямые стебли были символом мудреца — несчастье всегда может согнуть его, но он никогда изменится. Внутренняя область бамбука — стебель символизирует пустоту, которая должна быть создана в уме, перед созданием новых идей. Необходима ясность ума, чтобы избежать хаоса и добиться желаемых результатов. В технической отношении, нужно отлично владеть кистью для того, чтобы выполнить идеально цилиндрические стебли, ровные и жесткие междоузлия, и тонкое просвечивание, нервных листьев, видимых с различных точек зрения.
Живопись бамбука династии Сун
Сунский поэт Оюян Сю в стихотворении «Строфы об озере Сиху» писал:
Герой древности Ван Цзыю так любил
бамбук, что, едва завидев его,
устремлялся в сад, не спрашиваясь у
хозяина.
Китайская живопись эпохи Сун
Основателем монохромного изображения бамбука считается Вэнь Тун (1019-1079). Второе имя Вэнь Туна было Юйкэ.
Вэнь Тун служил губернатором в Хучжоу. Вэнь Тун в соответствии с легендами проводил много времени в бамбуковых рощах. Там он бывал во все времена года. Даже свой дом он окружил посадками бамбука, чтобы постоянно любоваться любимыми растениями.
Вэнь Тун жил в эпоху Сун. Он сдал экзамены на государственную должность и получил степень цзиньши. Утонченный и образованный человек, Вэнь любил поэзию, сочинял стихи, занимался каллиграфией. Он дружил с выдающимся поэтом своего времени Су Ши. Что касается стиля, который положил в основу изображения бамбука Вэнь Тун, то он писал бамбук тушью, используя приемы каллиграфической скорописи. Вэнь Тун изображал бамбук как живое существо: его трепещущие листья на ветру, сухие ветви рядом с молодыми нежными ростками, новые свежие побеги и старые склоненные стволы. Ему было интересно как выглядел бамбук в непогоду под снегом. И он пропадал в бамбуковых рощах зимой наблюдая бамбук в это время года. Осенью во время дождей он смотрел на то, как капли воды стекали с листьев и как они вздрагивали под порывами ветра. Летом и весной пропадал он в бамбуковых рощах вновь и вновь наблюдал, как тянутся к небу, меняются, старятся его «любимцы». Изображения бамбука Вэнь Тэна отличает простота и сдержанность. Изображения бамбука Это не просто пейзаж для китайца. Самые утонченные и возвышенные чувства передает такая картина на шелковом свитке, ширме или стене.
Процесс творчества Вэнь Туна был особым состоянием, в котором он забывал об окружающем мире и людях. Об этой особенности творчества Вэнь Туна писал Су Ши. Оба художника отрицали формальную живопись и следование традиционным канонам. В одном из своих эссе (цзи)— «Гибкий бамбук Юньданской долины» — Су Ши писал: «Бамбук только что родился, росточек всего в один цунь — и только! А уже появились сочлененья и листья. Родившись, он растет, пока его шероховатые, как крылышки цикады, колкие, как зазубринки на брюшке змеи, ростки не превратятся в острые копья в десять синь длиной. Ныне те, кто рисует этот бамбук, копируют звено за звеном, листочек за листочком, — и считают, что это и есть бамбук. Ну, какой тут может получиться бамбук? В старые же времена, рисуя бамбук, считали, что прежде всего нужно вместить образ бамбука в себя самого, держать в руках кисть, внимательно всматриваться. И тогда, когда разглядишь, что ты хочешь написать, стремительно браться за дело, привести в движение кисть, и ужо не останавливаться, дабы сразу же достичь того, что было до этого зримо: это то же мгновение, когда падает сокол на выпрыгнувшего зайца… Если потерять момент — образ бамбука исчезнет, будто его и не бывало!»
«Именно так учил меня искусству Юйкэ.
На свитке сунского художника Ван Тинъюня бамбук символизирует силу и доблесть. Рядом с замшелым деревом это еще и обновление и рост. Линии свитка изящны и декоративны.
Ван Тинъюнь Бамбук и замшелое дерево
Чжао Цзи, Хуэйцзун (1082—1135.) Воробьи на бамбуках
Последний император Северной Сун был талантливым художником. О чем свидетельствует его работа «Воробьи на бамбуках».
Чжан Лэй (1054—1114)
Слушаю пение птиц
Так долго странствовал по Янцзы —
уже борода седа;
И слышу вновь, как птицы весной
с восходом солнца поют.
Покинул северный край, но навек
в душе останется след:
Бамбук ледяной, слива в цвету,
гряда желто-бурых холмов.
Перевод ИЛЬИ СМИРНОВА
Живопись бамбука в эпоху Юань
Китайская живопись эпохи Юань
В эпоху Юань изображение бамбука стало очень популярным. Художники, вынужденные скрывать свои патриотические настроения, выражали их иносказательно. Символика бамбука была ясна каждому. У власти в Китае в период юань стояли монголы. Бамбук символизировал благородную стойкую личность, духовно не починившуюся превосходящим силой завоевателям-варварам. Среди художников, писавших бамбук в юаньскую пору были такие живописцы как Чжао Мэнфу, Ли Кань, Као Кэгун, Кэ Цзюсы.
Ли Кань (1245-1320 гг.) уроженец провинции Хэбэй, был художником бамбука. Он тщательно наблюдал бамбук. Ли Кань был автором эссе и теоретических трактатов по живописи бамбука. Некоторые критики считают Ли Каня лучшим художником бамбука. Кэ Цзюсы ( 1290—1343) занимался живописью бамбука. Ли Кань превосходил талантом Кэ Цзюсы. Все же работы художника выразительны. Кэ Цзюсы дружил с художником-аристократом Ни Цзянем. Часто бывал в его имении. Там создана одна из его работ: «Бамбук из Цинбигэ написанный тушью.» Ее характеризует простота и изящество
Ни Цзань. Дерево, бамбук, и изящный камень. Гугун, Пекин.У Чжэнь ( род. 1280 — ум. 1354) — китайский художник эпохи Юань так же изображал бамбук. Одна из его работ — «Ростки бамбука возле камня». Это изображение бамбука У Чэня исполнено чувствами жалости, одиночества и заброшенности. Зритель задумывается и ловит себя на том, что невольная печаль охватила его. Для У Чжэня эта эмоциональная окраска его шедевров нередка. У Чжэнь продолжил традицию изображения бамбука Вэнь Туна. И в то же время он внес новое, расширив эмоциональное звучание изображений бамбука. У Чжэнь пытался выразить мгновенное впечатление от увиденного в своих монохромных изображениях растения. Ствол художник изображал архаическим стилем «чжуан», а листья — скорописным письмом. И хотя он скромно пишет, что не достиг высот Вэнь Туна в изображении бамбука, он поднял пейзаж бамбука на новую высоту, придав ему глубокую разнообразную и интенсивную эмоциональную наполненность.
У Чжэнь. Бамбук
Чжао Мэнфу — ( 1254—1322) — китайский художник, каллиграф, литератор и государственный деятель.
Знаменит рисунок на свитке «Изысканные камни и старые деревья» (27,5х62,8 см, Гугун, Пекин) Джао. На нем сохранился стихотворный текст самого художника, в котором он подчеркивает близость живописи и каллиграфии.
«Камни — как „летящий белый“ (почерк), деревья — как „почерк печатей“/Когда изображение бамбука выполнено способом „развёрнутой восьмёрки“ (то есть поздним канцелярским почерком)/Тот, кто прочувствовал это до конца, поймёт, что живопись и каллиграфия всегда были одним и тем же».
Сын Чжао Мэнфу Чжао Юн:
< «Цветы-птицы» Сун и Юань/a> Чжао Юн Zhao Yong, (1289- 1360). Бамбук и орхидея
Китай известен как Королевство Бамбука, потому что в нем больше всего бамбука страна в мире. Более 400 видов бамбука, треть из всех известных в мире видов произрастает в Китае. Китай лидирует мир по количеству посевных площадей бамбука, количество бамбуковых деревьев и количества бамбуковой древесины, производимой за каждый год. Области, которые производят больше всего бамбука, находятся к югу от Река Чанцзян (Янцзы), и крупнейшие производители Сычуань, Аньхой, Чжэцзян, Фуцзянь, Хунань, Гуандун, Цзянси и Провинции Цзянсу и Гуанси-Чжуанский автономный район. Самые старые археологические находки изделий из бамбука в Китае были раскопан из остатков первобытного общества, существовавшего около 7.000 лет назад на территории нынешнего Хэмуду уезда Юяо, Провинция Чжэцзян. Еще династия Шан (16-11 вв. до н.э.), китайцы использовали бамбук для изготовления предметов домашнего обихода и оружия, таких как Луки и стрелы.До изобретения бумаги полоски бамбука важнейшее средство письма, более широко используемое, чем шелк, например, потому что они были дешевле, устойчивы к коррозии, и более обильно. Таким образом, бамбук сыграл важную роль в распространение и развитие традиционной китайской культуры.
Бамбук был тесно связан с повседневной жизнью людей в древний Китай.Су Дунпо (1037-1101), литературный гигант Династия Сун (960-1279) утверждала, что люди не могут жить без бамбук, и люди того времени использовали бамбук как дрова и Сделайте плитку, бумагу, плоты, шляпы, дождевики и обувь. При этом время, как и сегодня, побеги бамбука ели как популярное блюдо из-за их хрустящей корочки и свежего сладкого вкуса. Бамбуковые побеги также содержат витамины, сахар, жир и белок. Во времена династии Хань (206 г. до н.э., 220 г. н.э.) бамбук использовался для производство бумаги, поскольку оно производило высококачественную бумагу и недорого: из трех тонн бамбука можно получить одну тонну бумаги мякоть.А бамбук — важное сырье для производство бумаги сегодня. Около 1600 лет назад люди писали с кисти на бумаге сюань из молодого бамбука, бумага сюань — до сих пор популярен китайской каллиграфией и живописью. Сегодня бамбук широко используется для изготовления предметов домашнего обихода, таких как коврики, кровати, подушки, скамейки, стулья, шкафы, ведра, палочки для еды, ложки, корзины и портативные вентиляторы. Он также используется делать традиционные китайские музыкальные инструменты, такие как шэн, тростниковый инструмент; ди, флейта; и сяо, флейта держится вертикально.
Бамбуковые предметы искусства и ремесла бывают самых разнообразных, в том числе игрушечные животные, фонарики, цветочные корзины, подносы, чайные ящики, ширмы и шторы. Плетение из бамбука популярно в провинции Гуандун, Фуцзянь, Хунань, Сычуань и Аньхой, а также Чжэцзян, имеющий историю бамбуковое плетение, насчитывающее более 2 лет.000 лет.
Бамбук также используется в китайской медицине. Листья устраняют жар и мокрота; сок лечит инсульт, безумие и своего рода астма, вызванная чрезмерным выделением мокроты; и корень может стимулировать жизненные силы, утоляют жажду и способствуют лактации. Сопротивление бамбука растяжению и его способность поддерживать вес как минимум вдвое больше, чем у других пород дерева, что делает бамбук идеальный материал для домов, строительных лесов, поддерживающих столбы и рабочие навесы. Высокий и изящный с пышной листвой, бамбук — идеальный вариант. растение для приусадебных дворов и парков. Хорошо переносит жару лета и холода зимы растет на неплодородной земле, и регенерирует после разрезания. На протяжении веков бамбук вдохновлял воображение художников, а литераторы писали стихи и прозу выражают свое восхищение чистотой и элегантностью бамбука. Они сравнили качества бамбука с качествами человека, и Су Донгпо приписывал свое литературное вдохновение бамбуку.Бамбук был также излюбленный предмет известных китайских художников прошлого династии. Бамбук, материал для декоративно-прикладного искусства и символ целостность, обогатила традиционную китайскую культуру и стать вечным предметом для ученых и художников. (Источник: Pictorial China, New Star
Издатель) |
Китайские бамбуковые картины, китайские бамбуковые настенные свитки из Китая
Бамбук , одно из растений, наиболее тесно связанных с традиционной культурой Китая.Вниз по веков, бамбук является предметом первой необходимости в жизни китайской нации. Древние сказал: они предпочли бы мясо без мяса, чем жить без бамбука. Это показывает, что у бамбука очень тесная связь с повседневной жизнью людей. Как сказал Джозеф Нидхэм — британский ученый: Восточноазиатская цивилизация — это культура бамбука.
Благоприятный и
Феншуй
Значение
Китайская бамбуковая роспись : Китайцы часто сравнивают бамбук с джентльменом , потому что его уникальный характер не является ни тем, ни другим Яростный и высокомерный .Кроме того, картина из бамбука символизирует скромность, целостность и безопасность .
Китайская бамбуковая живопись по феншуй : 节节 高升. Для высокого и прямого бамбука и его суставов люди также представляют бамбуковую роспись. выразить добрые пожелания о дальнейшем повышении до более высокой должности или ранга.
Китайские сосны, цветы сливы и бамбуковая роспись : 岁寒 三 友. Цветение сливы (цветение на снегу), сосны (вечнозеленое растение) и бамбука (никогда не увядает зимой).Они трое хороших друзей, вместе противостоящих холоду. Китайские древние ученые часто использовали этих «трех друзей», чтобы выразить благородные символы силы, чистоты, стойкости и способности преодолевать невзгоды, в то время как народные люди считали своих персонажей вечнозелеными и никогда не увядающими зимой благоприятным символом буйная жизненная сила.
Китайский фэншуй Бамбук, цветки сливы и две сороки Картина : 竹 梅双喜. Сочетание счастья, связанного с приходом цветка, с цветами сливы, бамбуком и двумя цветами. сороки, став популярной парой, символизирующей двойное счастье.Когда бамбук и слива дерево изображены вместе, сообщение означает дружбу, сложившуюся в детстве — сказал о мальчики и девочки. Две сороки, изображающие их, связывают себя узами брака, и их брак наполняется все хорошее.
Живопись китайского бамбука и пиона : 富贵 平安. Смысл ясен: богатство, положение (пион) и безопасность (бамбук).
Камень долголетия, нарцисс и картина бамбука : 群仙 祝寿. Композиция, состоящая из камня долголетия, нарцисса и бамбука, является традиционной. композиция на день рождения в китайском цветочном искусстве, камень долголетия (шуши 寿 石) долголетие и бамбук (чжу 竹) гомофонный чжу (祝), что означает «желание».»The Китайское название нарцисса (шуйсянь 水仙) буквально означает «вода» (шуй 水), «феи» или «бессмертные существа» (xian 仙) , дающие нам тему «Бессмертные существа». Вся аранжировка передать желание, чтобы жизнь оставалась бессмертной.
Бамбук, изображенный с двумя другими благоприятными цветами или растениями Картина фен-шуй : Еще один удачный узор. Составив число три, чтобы передать мотив большего счастья, большего долголетия и больше потомков.
«Приветствую! Получила свою картину. несколько недель назад и просто хочу сдать
вы знать Я очень доволен этим. Это
был красиво завернул и прибыл
в идеальном состоянии. Сама картина
великолепен а у меня было профессионально
обрамленный и висел над моим камином. Это
это прекрасное дополнение к моему дому.
Спасибо вы для отличного покупателя
оказание услуг и быстрая доставка. Многие
благословение тебе в Новый год!
Фелиция Филлипс очень
Счастливый покупатель »(подробнее..)
Китайская бамбуковая флейта (笛子) | Блог на китайском языке
Китайская бамбуковая флейта или 笛子 (дизи) — самая популярная из китайских флейт и деревянных духовых инструментов. Универсальность и диапазон инструмента в сочетании с портативностью и ценой делают dizi легкодоступным и полезным во многих жанрах китайской музыки. Для начинающих музыкантов это более изысканная версия западного «рекордера», но со звуком, не похожим ни на что из западных деревянных духовых инструментов.
Дизи — основной продукт китайской народной музыки, но также часто используется в китайской опере и современном китайском оркестре.В современной и поп-культуре дизи является синонимом саундтреков кунг-фу и баллад рок-оперы.
Традиционно дизи пользовалась популярностью у простых китайцев и, таким образом, заработала репутацию «народной флейты». Это резко контрастирует с, который был зарезервирован только для элитных классов (Щелкните здесь, чтобы увидеть предыдущий пост о 古琴 или китайской цитре).
Строительство:
Большинство дизи сделаны из бамбука, причем тип бамбукового дерева зависит от географического положения.Дизи северного Китая изготавливают из пурпурного или фиолетового бамбука, а дизи (изготавливают в Сучжоу и Ханчжоу) — из белого бамбука. Дизи, производимые в южных регионах Китая, таких как Чаочжоу, часто изготавливаются из очень тонкого, легкого, светлого бамбука и имеют гораздо более тихий тон. В отличие от западных флейт, отверстие для дыхания расположено ближе к центру, и есть шесть отверстий для пальцев с тремя дополнительными отверстиями для звука в хвосте дизи.
В то время как тип бамбука влияет на звук, отличительной особенностью дизи является добавление покрытого мембраной звукового отверстия, которое, когда воздух проходит по нему, дребезжит, создавая жужжащий тембр, который придает ему характерный звук.Таким образом, дизи известен как «китайская поперечная флейта» из-за добавления вторичного звукового отверстия «моконг». Это отверстие закрывает мембрана «димо», которая отвечает за этот резонирующий эффект на звук, производимый дизи, добавляя и усиливая более яркие ноты и создавая гармоники. В результате Dizi имеет относительно большой диапазон, охватывающий более двух с четвертью октав.
笛子 бывают всех форм и размеров.
Звук и техника:
ВDizi часто играют с использованием различных «продвинутых» техник и основаны на круговом дыхании или действии непрерывного вдоха через нос и выдоха через рот.Дизи, как и западная флейта, способна воспроизводить слайды, всплывающие ноты, гармоники, трели пальцев, многофонность и двоязычность. У большинства профессиональных плееров есть набор из семи dizi , каждый в разной тональности (и размере). Кроме того, опытные игроки и те, кто ищет отличительные звуки, такие как пение птиц, могут использовать очень маленький или очень большой dizi , как видно из видео ниже:
Просто послушайте удивительный диапазон октав, трелей и почти птичий звук.Dizi переносит вас назад во времени на природу, подальше от грохота автомобильных двигателей и жужжания электричества.