Арсений леонович архитектор: Дизайнер, архитектор Арсений Леонович – Российский дизайнер, проектировщик офисных интерьеров совместно с NAYADA
Интервью с Арсением Леоновичем
16 апреля 2018 г.
Архитектор, дизайнер, сооснователь бюро PANACOM, обладатель четырёх премий Red Dot, лауреат всероссийских и международных конкурсов – о заложенных принципах, современной архитектуре, российском предметном дизайне и алгоритмах победы.
– Арсений, давайте начнем с самого начала: Вы учились у Евгения Асса и Валентина Раннева. Расскажите, какие принципы в подходе к профессии архитектора заложили в Вас учителя?
– В «Мастерскую экспериментального учебного проектирования» Евгения Асса и Валентина Раннева я попал на третьем курсе обучения в МАРХИ. Когда абитуриенты поступают в МАРХИ, они, в силу молодости и сложности профессии «архитектора», просто не в состоянии сделать осознанный выбор конкретной кафедры. Поэтому ты два года получаешь базовые знания – учишься рисовать, чертить, много читаешь, а значит, становишься более подготовленным для того, чтобы сфокусироваться на необходимом именно тебе.
Павильон Фермерия на ВДНХ
– Вы стажировались в Делфтском техническом университете. Можете ли назвать основные навыки, которые там приобрели и которых не хватало в МАРХИ?
– В Делфтском техническом университете в Нидерландах я провёл всего две осени, это был короткий, но по-настоящему яркий и насыщенный новыми знаниями период. Как и в московской мастерской, образовательный процесс в Делфте был мне близок и понятен. Абитуриенты самостоятельно выбирали себе курсы, количество часов, профессоров. Нас учили проводить глубокий предпроектный анализ и осмысленно подходить к работе над архитектурным объектом. Любой проект необходимо было уметь защитить, самому сделать презентацию, обозначить проблему и предложить оптимальное решение.– Многие считают, что Вы прививаете отечественным заказчикам вкус к простой и логичной современной архитектуре. Так ли это? И, если да, то удаётся ли?
– Так или иначе, большинство архитекторов несут позитивный эстетический заряд и тем самым влияют на клиентов и окружение. Посмотрите, как Москва изменилась за последние семь-восемь лет. Появляются более качественные, интересные, продуманные, если хотите, гуманные архитектурные объекты.
Сегодня молодые архитекторы прекрасно ориентируются в том, как задать алгоритмы и получить оригинальную цифровую модель здания, чтобы потом передать её в инженерный цех. Но, кроме этого, необходимо больше внимания уделять исследованию материалов, решений, обнаруживать новые границы их использования. Я за то, чтобы постигать природу вещей через наблюдение за городами, людьми, их привычками и обычаями. Только так можно делать новые шаги на бесконечно затоптанном пути архитектуры.
Проект ЖК Рафинад
– Помимо крупных архитектурных и интерьерных проектов, Вы занимаетесь и предметным дизайном, и Вас уже есть 4 награды премии RedDot. Почему Вы стали этим заниматься?
– А как этим не заниматься, если каждый проект требует особого подхода к предметной среде, формируя потребность создавать новые модели и формы? К примеру, в пространстве зала ожидания аэропорта нужно разместить пятиметровую скамью-консоль с определённым углом поворота, с изменяемой высотой, с разъёмом USB или розеткой. Так и рождается собственная коллекция предметов-гибридов. По этому же пути, к слову, мы пошли в разработке коллекции мебели с интегрированным освещением, которую сейчас делаем для zebrano.
pro.Не бывает идеального предмета, есть предмет, отвечающий потребностям в актуальном пространстве и времени. Когда Ле Корбюзье́ поставил в своём павильоне L’Esprit Nouveau стулья Тоне с укороченными спинками, он первым узрел в этой классической модели основной модернистский принцип предмета-конструктора, собранного из деталей и болтиков, простой, дешёвый и крепкий.
– Важно быть готовым участвовать в 10 конкурсах одновременно и не бояться проиграть. Представить работу на конкурс – значит попытаться решить конкретную задачу, отдать её на суд экспертного жюри и публики, предать гласности, сравнить с другими идеями. К тому же, в процессе такого соревнования возникает действительное понимание, что хочет заказчик конкурса, комиссия, и постепенно из опыта участия нарабатываются «алгоритмы победы».
Конкурсный проект библиотеки, 2014 год
– Помните свой первый проект предметного дизайна?
– Самым первым успешным проектом я считаю итог конкурса российского дистрибьютора «Триумфальная марка» и итальянской фабрики Valli&Valli в 2004 году. Тогда мы создали модель дверных ручек «Валькирия» в виде специфически закрученного элемента. Эта форма предвосхитила будущий тренд, впоследствии она повторялась во множестве предметов – от смесителей и мебели до «свёрнутых» небоскрёбов.
– Последнее время все говорят о становлении или возрождении российского предметного дизайна. На Ваш взгляд, на какой стадии он находится сейчас, каковы перспективы развития?
– Российский предметный дизайн стремительно развивается, появляются объекты, в которых есть идея. Раньше активно эксплуатировали тему принадлежности к российской культуре – хохлому, палех, гжель, матрёшку – теперь же в предметах, к счастью, появилось больше смысла, функциональности и чистых форм.
Но не следует забывать, что отечественный дизайн не может не ориентироваться на локального потребителя. В Чехии дизайн понимают и любят все. Финны будут часами восторгаться расслоениями фанеры в лучах солнечного света. Поразительно высокий уровень технологического развития в Японии стимулирует появление гениальных предметов ТокуджинаЙошиоки.
Автор текста: Мария Корсакова. Вопросы: Татьяна Виана де Баррос
Текст: Виана де Баррос Татьяна
Арсений Леонович об индивидуальности в дизайне
О том, почему итальянский дизайн в мировой индустрии – это уже миф, а российский – еще фикция, рассказывает дизайнер Арсений Леонович, основатель архитектурного бюро «PANACOM».
- 1 из 1
На фото:
Российский дизайнер и архитектор, выпускник МАРХИ, участник и победитель многих профессиональных конкурсов. «Послужной список» Арсения очень разнообразен: от дверной фурнитуры до столов и светильников, от проектов жилых кварталов до интерьеров коттеджей и банков.
О вреде специализации. Архитектор и дизайнер — на самом деле, стороны одного и того же профессионального мастерства. Если бы спросили у Джо Понти: «Кем вы себя больше ощущаете?», он бы ответил, что с понедельника по среду — дизайнером, а к выходным думает только о чертежах. Мир начал разделять людей на специализации с 1970-х — эта пагубная тенденция пропитала все наше время. Дело в том, что при всех своих плюсах глубокая специализация имеет массу минусов. Мы получаем герметичные, не общающиеся между собой страны. Надо развивать в людях многополярность взглядов и умений, многообразие их профессиональных ответов на любые вопросы и задачи. Надо возвращаться к ренессансному пониманию профессионализма. Разве Леонардо был профессионалом в какой-то одной области?
О разрушении типологий. Я участвовал в создании нескольких мебельных коллекций, посвященных размыванию границ между работой и отдыхом. Это вызов времени. Как выглядит эта граница, где мы еще работаем и уже не работаем? Возможно, самый результативный процесс пойдет тогда, когда ты в шерстяных носках, задрав ноги, полулежа, обнимаешь свой iPad. Может, именно тут к тебе придет образ проекта, текста, сценария, делового письма? И совсем другого результата ты добьешься, сидя под лучами настольной лампы, или проглотив кол на удобном офисном стуле. Поэтому и важны исследования пограничных состояний: отдыха, расслабления, концентрации. Сделать такие состояния удобными для творчества — сверхидея для всех новых коллекций нашей мебели, светильников, и даже каких-то гибридов, как мебель-светильник.
О роли дома. Сочетания, которые когда-то казались не сочетаемыми, теперь возможны: например, куб, вырастающий из меха. Так и дом становится местом, где не только живут, но и работают. Можно давать разные этические оценки этому процессу, но он происходит. Я это чувствую как сейсмограф.
Об индивидуальности. За 15 мы делали разную архитектуру. В начале это был скованный, аккуратный стиль, с оглядкой на все то, что уже сделано до нас. Мы только немножко заигрывали с модернизмом: в одном доме могла быть структурная сетка из одного объекта, на фасаде — элемент из другого и т. д. Этого нам казалось достаточным. Но каждый новый проект добавляет раскованности, и в какой-то момент начинает проявляться индивидуальность. Притом ты миксуешь, задействуешь весь арсенал прототипов. Но получается исключительно твоя вещь, просто не на пустом месте. Никогда не поверю человеку, который будет доказывать, что какая-то находка — это исключительно его находка.
Об иронии. Ирония как архитектурный прием, который вовсю использовался лет 20-30 назад, мне не близка. Это слишком мелкий прием для архитектуры. У нас вместо иронии — свобода, яркость и платика.
Об итальянском дизайне. Это бренд и миф. Перенесемся в Данию или Швецию — там будут говорить все то же самое, но про скандинавский дизайн. Всем есть что предложить. Возможно, итальянских производителей просто много, так уж сложилось. Когда мы говорим про итальянский дизайн, мы имеем ввиду made in Italy. Но больше половины фамилий там будут еврейскими, азиатскими, арабскими… Можно говорить, что это итальянский дизайн?
О российском дизайне. Давайте себе честно скажем, что если у нас не получилось нахрапом въехать в историю дизайна, и помимо русского конструктивизма, мы не смогли создать своей мощной школы, то давайте продвигать своих мастеров. Так мы впишемся в этот постиндустриальный глобализованный процесс. И, дай Бог, найти там нам свои 3-5% рынка. Это будет лучшим подтверждением существования российского дизайна.
То, что наших дизайнеров переманивают на Запад — миф. Даже те, кто там раскрылся, а их с полдюжины, добились этого большим трудом. Огромные затраты сил и времени — только лишь для того, чтобы пробить этот барьер, ментальный и языковой. Но возможно, любому дизайнеру стоит пройти этот путь.
О новом поколении. Это те, кто уже все прочел, все посмотрел, много, где был. Мы были «детьми перестройки», а они — «дети постперестройки». Это поколение уже родилось с ощущением «открытой форточки». Они с детства мотались с родителями по миру, глядя на все вокруг, начиная с вилок в отеле и заканчивая билетиками в трамвае, соборами и музеями.
О новых технологиях. Бетон становится прозрачным, появляются дышащие волокна, растущая материя, светильники в виде летающих молекул. Современные материалы находятся все на рубеже предвосхищения неожиданного. Вот если раньше камень не мог плавать, но теперь и плавает, и летает. Если вода была водой, то теперь она превращается в пар, внутри которого возникает 3d-проекция. Инструментарий, необходимый для творчества, помещается в любом смартфоне. Пальчиком на тачскрине можно нарисовать стул или кресло, сидя в трамвае.
Пять вещей, которые я придумал и которыми я пользуюсь.
Каждый день, когда я вхожу и выхожу из своей квартиры, или когда приезжаю на дачу, меня встречает дверная ручка Valli&Valli. | |
В офисе отдыхаю на диване «KOCHKI» c теплой шершавой тканью от KVADRAT. | |
На кирпичной стене дачи в подмосковном лесу вот-вот повиснет россыпь «Атоллов», это мои настенные светильники, которые выпускает французская компания Atelier Sedap. | |
Всегда, когда заходишь в МАРШ, приятно видеть за стеклом в библиотеке гигантские столы-острова. Приятно взять альбом и полистать его за этим столом. Производство российской компании Nayada. | |
Жду с нетерпением поставки морским контейнером первой партии светильников Vertigo в трех отделках. Делает российская компания «Световые технологии». |
Статьи, Тенденции, Эссе, Интерьер, Дизайн интерьера, Леонович Арсений, Panacom архитектурное бюро
- Комментировать в FB
- Комментировать в VK
Арсений Леонович
Арсений Леонович
информация:
Образование:
Московский архитектурный университет
Институт жилищного строительства и городского развития (Роттердам, Нидерланды) Стаж: 1998-1999
Опыт работы:
1998-2001 Архитекторы АСК (Москва)
архитектор
2001 г. (по настоящее время) ПАНАКОМ (Москва)
архитектор, заместитель директора
Основные постройки:
Дизайн интерьера в доме Грубера (Москва, 1998 г.)
Интерьер офиса для компании Реемтсма (Москва, 1998 г.)
Интерьер магазина одежды «Седьмой Континент» (Москва, 2000 г.)
Дачные дома, (Московская область, 2000-2003)
Ресторан Коммерсантъ на Покровке (Москва, 2002)
Ресторан Трафик на улице Садовой-Кудринской (Москва, 2002)
Интерьер загородного дома (Краснодар, 2000-2003)
Интерьеры жилых домов (Московская область, г. Поздняково, 2002-2003 гг.)
Основные проекты:
проект реконструкции завода шампанских вин Корнет (Москва, 1999)
проекты застройки площади Крестьянской Заставы (конкурсный проект, 1998 г.)
проект реконструкции ДК Горнякова (Казахстан, г. Рудный, 2002 г.)
концепция поселка и зоны отдыха Тихая бухта
ДОМзагороДОМ, конкурсный проект, 2003
проект поселка Воронково (Московская область, 2004 г. )
Кухня для России, конкурс Toncelli (Италия, 2002)
дверная ручка S2 для конкурса компании Valli@Valli (Италия, 2004)
ковер 2х2, конкурс Carpet House (2003)
Выставки:
Идентификация Палладио, АрхМосква, 1999
С одной стороны, АртМанеж, 2000
Стекло-Текст, АртМанеж, 1999
InforMaca, АрхМосква, 2002
100% дизайн, Москва, 2004
Награды:
конкурс Кухня для России, 2 место
конкурс ДОМзагороДОМ, 3 премия
диплом за лучшую некоммерческую экспозицию, АрхМосква, 1999
конкурс Carpet House, 1 место
Публикации:
Примирение, Интерьер+Дизайн, 3. 2003
Город в масштабе дома, Штаб-квартира, 3, 2004
Гармония контрастов, 100% загородный дом, 4, 2004
tertium non datur/ Закон исключенного третьего, Проект-Россия, 27, 2003
Архитектурная мастерская, Проект-Россия, 30, 2004
Здания и проекты:
Россия, Москва
корпус
Россия
здание
Россия
проект
Россия
проект
Россия
проект
Россия
проект
Россия
проект
Россия
проект
Россия
проект
Россия, Красная Поляна
проект
Здания и проекты Показано: 10
Архи.
ру Текстов:22.08.2018
Компания PANACOM разработала проект павильона Гастрономических Инициатив на ВВЦ. По задумке авторов, в новом пространстве разместятся фермерский рынок, кафе и гастрономический театр, а также зоны для мастер-классов и кулинарных баттлов. Все это будет выполнено в вкусной деревянной архитектуре. Авторы назвали свой проект «Круассан».
18.04.2018
В проекте поселка с говорящим названием Рафинад (что дословно переводится как «Сахарные кубики»), расположенного в Химкинском районе Московской области, архитекторы PANACOM придумали жилье универсальное, удобное для человека, и удобно.
12. 03.2018
Глава архитектурного бюро PANACOM рассказывает о подмосковных коворкингах Start, которые спроектировала и построила его компания за последние полтора года, а также о том, как меняется мир, что такое спа-воркинг и как выглядит будущее развития бизнес-пространств.
27.04.2016
Архитектурное бюро PANACOM разработало конкурсную проектную концепцию застройки территории бывшего Царскосельского вагоноремонтного завода «София» под Санкт-Петербургом.
10.03.2016
Коворкинг, спроектированный бюро PANACOM для библиотеки имени Блохинцева в Дубне, дал импульс ее развитию как современного общественного центра.
см. Все тексты Archi.ru / Арсений Леонович
Партнер Архитекторы Archi.ru:
Здания и проекты: новые дополнения
Облицовка архитектурных фасадов и интерьерные материалы
ПРОФАСАД — Облицовка архитектурных фасадов и интерьерные материалыПРОФАСАД / Компания |
| ||||||||
|
|