Абтб архитектурное бюро тимура башкаева: АБТБ — Главная страница
Башкаев Тимур Истанович
«Мы должны оставить следующим поколениям компактный, плотный, эффективный мегаполис, в котором создана современная, комфортная и эстетически ценная городская среда», – говорит архитектор Тимур Башкаев. Он поясняет, что люди часто ошибаются, принимая за истину далеко не очевидные вещи. В реальности все гораздо сложнее и происходит по законам, о которых обычный человек, не обладающий специфическими знаниями, даже не догадывается.
«Неправильно понимая процессы развития города, жители неправильно оценивают работу городских властей, архитекторов и прилагаемые ими усилия. Им кажется, что власти все делают неправильно, не в их интересах, а для чьей-то персональной выгоды. Таким образом, люди впадают в депрессию или становятся агрессивными, заводят себя и других людей. Это очень плохо влияет на общую атмосферу в городе. Поэтому жителям столицы необходимо объяснять истинное положение вещей – рассказывать, как на самом деле складывается ситуация в Москве и каковы закономерности его развития», – говорит зодчий.
Тимур Башкаев родился в 1965 году в Москве. Он рисовал с самого детства, но школьные учителя считали, что ему необходимо развивать физико-математические способности. «Да и самому эти науки были интересны. Но в то время почти вся физика работала на войну, на оборону, а я четко понимал, что не хочу тратить на это свою жизнь. К тому же и архитектура меня очень увлекала – книги, образы. Сейчас, став архитектором, я счастлив, поскольку занимаюсь делом, которое мне нравится», – отмечает Башкаев.
В 1988 году он окончил Московский архитектурный институт (МАрхИ) и был принят на работу в архитектурный отдел института «Аэропроект». А в 1989-м построил свой первый дом.
В 1992 году молодой человек становится одним из руководителей частного архитектурного бюро «Группа Арк». Приобретя необходимый опыт, в 1995-м он основывает и возглавляет Архитектурное бюро Т. Башкаева (АБТБ).
С 2001 года АБТБ принимает участие в профессиональных конкурсах не только в России, а также в Великобритании и во Франции.
«Конечно, период архитектурного романтизма и авантюризма остался в далеком прошлом. Когда ты видишь какое количество насущных проблем стоит перед городом, начинаешь иначе подходить к поискам их решений. Поэтому в каждом проекте мы стремимся сохранить и довести до реализации качество архитектурных решений, прикладывая максимум усилий в этом направлении», – говорит Тимур Башкаев.
С 2006 года он постоянный член жюри международного архитектурного конкурса «Офисное пространство: креатив, технологии, инновации», организованного компанией NAYADA и Союзом архитекторов России.
В 2009 году Башкаеву присвоено звание профессора МАрхИ. Он так же является членом правления «Гильдии архитекторов и проектировщиков».
В 2020 году на Международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва», отмечавшей свое 25-летие, Тимур Башкаев удостоен почетного звания «Архитектор года».
АБТБ выполнено более 300 проектов зданий различного назначения, свыше 60 из которых реализованы. Среди его основных заказчиков такие компании, как «РЖД», «Роснано», Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, ФГУП «МЖД» и многие другие. По проектам Архитектурного бюро Т. Башкаева строят жилые и общественные здания, промышленные сооружения, мосты и торговые центры, железнодорожные станции и паркинги.
«Самый крупный наш проект, это МЦК (Московское центральное кольцо), – говорит Тимур Башкаев. – Я пять лет был его главным архитектором. Мы придумали архитектурную концепцию, участвовали во всех стадиях проектирования. Это полностью наш интеллектуальный продукт. Каждый ТПУ (Транспортно-пересадочный узел) имеет свою топологию и отличается от других, а все наземные павильоны (23 строения) выполнены по нашему проекту. Это единый фирменный стиль. Были разработаны модули, семантика, цветовое решение, дизайн-коды. МЦК – важный проект для города, и, хотя, реализованы не все идеи, мы им очень гордимся».
Крупнейший в Европе ТПУ «Нижегородская» объединил под одной крышей одноименные станции Некрасовской и Большой кольцевой линий метро (БКЛ), станцию МЦК и платформу Карачарово Горьковской железной дороги (МЦД-2), а также остановки наземного транспорта. Таким образом, он стал своего рода символом сразу нескольких мегапроектов столицы. Чтобы спроектировать и реализовать столь многослойную систему, понадобились 8 лет и команда АБТБ.
Архитектурного бюро так же участвовало в разработке нескольких проектов планировки территорий реновации. «Некоторыми мы особенно гордимся. Вместе с крупными проектными институтами города мы заложили в них много важных градостроительных идей. Произошло переосмысление городской среды. Это большой шаг вперед для города», – говорит Тимур Башкаев.
В апреле 2021 года открыта станция Большой кольцевой линии метро «Мнёвники», построенная по проекту победителя международного конкурса – архитектурного бюро «АБТБ».
Темы: Башкаев Тимур Истанович
«Главный — архитектор!?»: Архитектурное бюро Тимура Башкаева
В новом выпуске программы «Главный – архитектор!?», совместного проекта канала ARTPLAY TODAY и портала Archspace. info, Александр Змеул побывал в архитектурном бюро Тимура Башкаева и поговорил с ним и его коллегами о стремительном развитии транспортного каркаса Москвы, о важности формирования новых общественных центров, о том, почему городу нужна высокоплотная застройка, и как добиваться качественной реализации проектов, даже если они строятся с ограничением бюджета.
Благодарим компанию ЦЕНТРСВЕТ за поддержку в создании программы.
Архитектор или градостроитель?
Тимур Башкаев: «Мне интересен стык архитектуры и градостроительства. Я очень люблю масштабные задачи: развитие города, его транспортной системы и общественных центров».
Концепция застройки района Нижегородский. Архитектурное бюро Тимура БашкаеваТранспортный каркас как драйвер развития города
Тимур Башкаев: «Сектор транспорта в Москве стремительно развивается. Еще несколько лет назад этого невозможно было представить. Мы живем в эпоху транспортной революции, масштабы которой грандиозные. Развивается скоростная внеуличная система, наземный транспорт, строятся МЦД, метрополитен. И все это соединяется мощными транспортными узлами.
Общественные центры современного города
Тимур Башкаев: «В советское время общественный центр виделся как точка торговли, обслуживания, иногда – культуры. Современное общество нуждается в совершенно иных общественных центрах. Это и образование, и здравоохранение, и поддержка пожилых людей, и развитие инфраструктуры для детей, и культурные центры. У нас до сих пор нет театрально-фестивального комплекса, кинокомплекса, музея науки мирового уровня. Вслед за развитием города должны развиваться и данные направления, этого хотят люди».
Высокоплотная застройка
Тимур Башкаев: «Я не приверженец тотального уплотнения застройки. Я придерживаюсь принципа разнообразия и умного урбанизма. В городе должны быть зоны ускоренного развития. К ним относятся городские районы с высокой концентрацией инженерных и транспортных систем. В таких местах экономически правильно формировать плотную среду. Конечно, имеются в виду территории вне исторического центра и вне природных зон. Вместе с этим в городе должны быть и совершенно иные зоны, где плотность градиентно падает. Это те части города, которые удалены от транспортного каркаса. У нас же часто происходит ровно наоборот. И это грандиозная экономическая ошибка».
Пример умного урбанизма. Градиент плотности.
Пример умного урбанизма. Градиент плотности. Архитектурное бюро Тимура Башкаева Умный урбанизм. Архитектурное бюро Тимура Башкаева Умный урбанизм. Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Жизнь внутри бюро
Тимур Башкаев: «У нас в бюро нет жесткого разделения по направлениям. В самом начале пути мы думали о формировании интерьерного отдела. Но отказались от этой идеи, поскольку сфера интересов в какой-то момент сместилась в сторону крупных городских проектов. При этом многими нашими интерьерами мы по-настоящему гордимся: музей «РОСНАНО», павильоны парка «Зарядье» и другие.
У нас любой человек может проявить себя. Под каждый проект мы либо сразу формируем команду, либо проводим внутренний конкурс. Я считаю, что если у сотрудников есть определенные зоны ответственности, то это помогает работе, люди становятся более мотивированными».
Илья Кантор (ГАП АБТБ): «Наша работа разделена на несколько этапов, важнейший из которых – выработка принципов. В дальнейшем это позволяет руководителю и ГАПам меньше контролировать процессы, поскольку команда четко знает, какие принципы мы применяем при формировании образа или при посадке ТПУ и т.п. Именно из этого исходит руководитель, когда набирает команду под определенный проект. Чем больше людей с разным темпераментом и менталитетом, тем лучше. У нас были случаи, когда человек, специализирующийся на интерьерах, выигрывал внутренний конкурс на градостроительный проект».
Госзаказ и высокое качество реализации
Тимур Башкаев:
«Нам важно довести проект до конца, но был период, когда строили мало, и этап разработки рабочей документации у нас забирали другие компании. Это не очень хорошо, потому что всегда хочется контролировать процесс. В России этап строительства может очень сильно изменить архитектуру и ее качество. Поэтому нужно самим вести и РД, и авторский надзор.
Но даже в этом случае мы не всегда остаемся довольны качеством реализации. Скажем, ТПУ «Нижегородская» построен отлично, а МЦК – нет, очень многое не удалось реализовать так, как мы задумывали. С опытом приходит понимание, какими средствами можно добиться качества реализации. Но, работая с госзаказом, все равно приходится идти на компромиссы».
Илья Кантор: «Качество реализации проектов – это огромная работа, которая проводится нами с исполнителями, строителями, подрядчиками, поставщиками материалов. Такая работа занимает очень много времени и часто никак не оплачивается, но именно от этого во многом зависит финальный результат».
Небоскреб – идеальный символ
Тимур Башкаев: «Если говорить о типологии, которую нам пока не удалось реализовать, то это небоскреб. Мы очень близко подошли к нему, работая над проектом ТПУ «Нижегородская». Сейчас там построено все, кроме башни. А по смыслу и образу она очень важна, ТПУ должны обрастать такими высокоплотными знаковыми объектами. Небоскреб в этом смысле – идеальный символ».
Кто отвечает за архитектуру будущего
Тимур Башкаев: «Молодые специалисты – основа нашей команды. Я уже говорил выше, что у каждого нашего сотрудника есть шанс выиграть внутренний конкурс и реализовать свой проект. Наш ГАП Василий Патов, у которого я когда-то был дипломным руководителем, по такому принципу стал одним из разработчиков интерьерных решений для ТПУ «Нижегородская» и полностью сделал для него арт-объект.
Татьяна Пирожкова, ведущий архитектор бюро, участвовала в конкурсах на разработку проектов станций метро «Проспект Маршала Жукова» и «Кленовый бульвар» и выиграла в обеих номинациях.
Каждое новое поколение приносит свое видение, свои идеалы. За этим очень интересно наблюдать. Молодые архитекторы –невероятно талантливые ребята и именно они отвечают за архитектуру будущего».
Программа выходит при информационной поддержке портала Architime.ru
Книга «АБТБ. Архитектурное бюро Тимура Башкаева»
-
Книги
- Художественная литература
- Нехудожественная литература
- Детская литература
- Литература на иностранных языках
-
Путешествия.
Хобби. Досуг
- Книги по искусству
- Биографии. Мемуары. Публицистика
- Комиксы. Манга. Графические романы
- Журналы
- Печать по требованию
- Книги с автографом
- Книги в подарок
- «Москва» рекомендует
-
Авторы • Серии • Издательства • Жанр
-
Электронные книги
- Русская классика
- Детективы
- Экономика
- Журналы
- Пособия
- История
- Политика
- Биографии и мемуары
- Публицистика
-
Aудиокниги
- Электронные аудиокниги
- CD – диски
-
Коллекционные издания
- Зарубежная проза и поэзия
- Русская проза и поэзия
- Детская литература
- История
- Искусство
- Энциклопедии
-
Кулинария.
Виноделие
- Религия, теология
- Все тематики
-
Антикварные книги
- Детская литература
- Собрания сочинений
- Искусство
- История России до 1917 года
-
Художественная литература.
Зарубежная
- Художественная литература. Русская
- Все тематики
- Предварительный заказ
- Прием книг на комиссию
-
Подарки
- Книги в подарок
- Авторские работы
- Бизнес-подарки
- Литературные подарки
- Миниатюрные издания
- Подарки детям
- Подарочные ручки
- Открытки
- Календари
- Все тематики подарков
- Подарочные сертификаты
- Подарочные наборы
- Идеи подарков
-
Канцтовары
- Аксессуары делового человека
- Необычная канцелярия
- Бумажно-беловые принадлежности
- Письменные принадлежности
- Мелкоофисный товар
- Для художников
-
Услуги
- Бонусная программа
- Подарочные сертификаты
- Доставка по всему миру
- Корпоративное обслуживание
- Vip-обслуживание
- Услуги антикварно-букинистического отдела
- Подбор и оформление подарков
- Изготовление эксклюзивных изданий
- Формирование семейной библиотеки
Расширенный поиск
Иллюстрации
Рекомендуем посмотреть
Казакова О. , Новиков Ф.
Архитектура советской дипломатии
2 822 ₽
3 400 ₽ в магазине
Купить
Современные многоквартирные жилые дома и комплексы
8 117 ₽
9 780 ₽ в магазине
Купить
Быстрова Т. Ю., Алексеева Е. В.
Индустриальное наследие: понятия, ценностный потенциал, организационные и правовые основы
1 511 ₽
1 820 ₽ в магазине
Купить
Nido
2 822 ₽
3 400 ₽ в магазине
Купить
Главный коридор Уралмашзавода
1 818 ₽
2 190 ₽ в магазине
Купить
Броновицкая А. Ю.
Москва: Архитектура советского модернизма, 1955-1991. Справочник-путеводитель
1 361 ₽
1 640 ₽ в магазине
Купить
Виноградов А. Ю.
Лекции по византийской архитектуре. 15 лекций для проекта Магистерия
1 278 ₽
1 540 ₽ в магазине
Купить
Багаутдинов А. Р.
Москва глазами инженера
747 ₽
900 ₽ в магазине
Купить
Колхас Р.
Нью-Йорк вне себя: ретроактивный манифест Манхэттена
1 038 ₽
1 250 ₽ в магазине
Купить
Ревзин Г. И.
Как устроен город. 36 эссе по философии урбанистики
448 ₽
540 ₽ в магазине
Купить
Big. Hot to Cold. Odyssey of Architectural Adaption
4 233 ₽
5 100 ₽ в магазине
Купить
Bauhaus
1 610 ₽
1 940 ₽ в магазине
Купить
Малинин Н., Броновицкая А. Ю.
Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955-1991. Справочник-путеводитель
1 270 ₽
1 530 ₽ в магазине
Купить
Aalto
1 610 ₽
1 940 ₽ в магазине
Купить
Крижевская Е. Ю.
Москва изнутри. Роскошные интерьеры и архитектурные истории
1 179 ₽
1 420 ₽ в магазине
Купить
Ревзин Г. И.
Как устроен город будущего
830 ₽
1 000 ₽ в магазине
Купить
Цербст Р.
Гауди. Полное собрание работ
2 424 ₽
2 920 ₽ в магазине
Купить
Пенкина Ю. В.
Магистра. Исторические карточки. 100 карточек по российской архитектуре помогут тебе подготовиться к ЕГЭ по истории
955 ₽
1 150 ₽ в магазине
Купить
Рёскин Дж.
Семь светочей архитектуры. Камни Венеции. Лекции об искусстве. Прогулки по Флоренции
764 ₽
890 ₽ в магазине
Купить
Chaubin F.
Cosmic Communist Constructions Photographed
6 416 ₽
7 730 ₽ в магазине
Купить
Загрузить еще
Тимур БАШКАЕВ. D’une ville horizontale vers une ville verticale
Тимур БАШКАЕВ
архитектор, шеф бюро АБТБ, профессор Института архитектуры Москвы (МАРХИ) logement est une strategie de de de la ville intensif de veloppement intensif de la ville, qui implique une use plus efficace des territoires de la ville.

Качество города и уровень качества агломерации в ансамбле сыновей определяют качество центра города. Пуркуа? Parce que le center concentre un grand nombre de foctions et de services, qui font une ville de la ville, rendent la civilization urbaine moderne attrayante. En conséquence – la croissance Constante des villes et la creation de nouvelles agglomérations.
Le center-ville devrait se développer suite à la croissance de l’agglomération. Mais le center de Moscou представляет собой ограниченный потенциал развития. Cela est dû à l’Histoire de la Capitale, la densité des route, qui est deux fois inférieure à celle de l’Europe Centrale, la présence de nombreuses ограничения, y включает зоны безопасности. Le center dans ses limites historiques n’est pas, способный де répondre aux требует croissantes de l’agglomération. Par conséquent, le center doit quitter les контуры Historiques de la Capitale et Passer Progression vers la zone mediane.
Cependant il faut noter que, bien que Moscou se développe dans le sens d’augmentation du nombre et de la qualité des fonctions urbaines, tout de même, il lui manque encore quelque fonctions primordiales, quippdes sont des dévelosville et permettent de développer un milieu plus attrayant pour ses ses Residents.
Что является основной функцией города? Fournir ле максимум услуг де qualité maximale ан минимум де темпы. Ces trois maximes font de la ville le Centre de l’aglomération. Номер службы и быстрый доступ к вспомогательным службам находятся в зависимости от плотности и доступности центра.
Агломерация est la même ville, mais à l’étape Actuelle de Développement des Transportes Rapides. Скоростной транспорт в агломерации – радиальные линии железной дороги – и городской транспорт в метро проходят мимо MCC. Транспортные кадры MCC и TPK предлагают большой потенциал для развития средней партии столицы в новом центре.
Срединная партия Москвы, в связи с тем, что она не может быть использована в промышленных зонах, с высокой плотностью – максимум 5 млн м² на 1 гектар, ce qui est de plusieurs fois inférieure à celle des villes Europeennes . Сравнительная оценка: в центре Парижа плотность составляет 30 млн м² на 1 га, в центре Москвы — 15 млн м² на 1 га. Avec le développement ultérieur de l’agglomération, ce fait devient un problème sérieux. La ville développe les zone éloignées aux couts énormes for le développement de l’infrastructure de transport et celle technology. Et parallèlement on voit que des tes territoires de la mediane sont utilisés de façon inefficace.
Mais il est невозможно de résoudre le problème de densité de la mediane en ne construisant que des center publics. Elle est très grande, et les center publics n’occuperont qu’une petite partie de celle-ci, et la partie mainle du territoire sera occupée par la Construction résidentielle. La ville s’est décidée sur les paramètres et le format des nouvelles zone résidentielles. Et il est Important de comprendre que si, dans un résidentiel de comprendre que si, dans un résidentiel on the tous les Standards, la densité ne peut pas dépasser 25–30 тысяч метров автомобилей/1 га в кварталах, soit environ 15–16 метров автомобилей/1 га залива л Ансамбль микрорайона. Autrement dit, nous arrivons de nouveau au chiffre de 15, ce qui est une très faible densité pour la mediane de Moscou. La Mise en œuvre pareille de la ville est le jour passé, on ne rattrapera pas les megapoles développees de cette façon.
Существующая парадигма существует в «горизонтальном» месте. Chaque fonction de la ville, que ce soit le logement, le réseau viaire, les espaces verts, les stationnements, le service ou les réseaux souterrains, se voit assigner un territoire. Une foction – une partelle de la ville. Des quartiers résidentiels confortables et des center publics même de haute densité ne sont pas en mesure d’amener la densité de la zone autour du center à la densité moyenne des villes europeennes. L’augmentation de la densité de la ville dans le paradigme exists de la ville horizontale inévitablement amène à la perte de la qualité de vie due à la réduction des espaces urbains libres, du nombre et de la qualité des espaces verts.
Aujourd’hui, переход к новой парадигме урбанизма d’une ville «Verticale» s’avère nécessaire, qui permet de creer des zone multifonctionnelles de Construction de Haute densité, который сочетает в себе функции жилых и общественных помещений Zones Autour des Pôles d’Echanges.
Идея, являющаяся концепцией городской альтернативы, представляет собой подход к развитию городов, который увеличивает удобство жителей. Комментарий peut-on l’atteindre? Grâce à la creation d’un système de plate-formes multi-niveaux, dont le premier niveau et le niveau zéro sont destinés au transport et aux парковки, центры дел, школы, детские сады и т. д. Les niveaux superieurs représentent un paysage continu, libre de transport et donné aux Residents de la ville. La différence качественный du paysage est un aménagement paysager de qualité, et non seulement une pelouse, les технологии pareilles sont connues et bigment utilisées. Aux niveaux superieurs on peut installer soit le logement, soit des center de Bureaux.
Ainsi, nous pouvons promouvoir le développement de l’aglomération, увеличение плотности срединной зоны и улучшение качества жизни. Les Moscovites auront comme résultat un cadre de vie humain.
Тимур Башкаев: «Форма — фундаментальный принцип работы мозга»
масштабированиеТимур Башкаев, руководитель АБТБ
То, что сейчас происходит в практике бюро Тимура Башкаева, напоминает кардинальный качественный скачок — его история как бы развивается по к законам физики, где накопление и концентрация энергии приводит к взрыву. После 20 лет проектирования жилых и общественных зданий, а также специализации на транспортных объектах, эпопеи проектирования и строительства МЦК, в 2016 году Тимур Башкаев выиграл конкурс на интерьеры сразу трех ключевых объектов «Зарядья» и вышел в финал конкурса конкурс на ремонт. Что не может не радовать, так как бюро имеет индивидуальный стиль на грани деконструктивизма, хай-тека и бионики. Подробнее о своем видении качества в архитектуре и способах его достижения Тимур Башкаев рассказывает в интервью для нашего проекта «Стандарт качества».
Видеосъемка и монтаж: Сергей Кузьмин.
начальник АБТБ:
«Вопрос о том, что такое качественная архитектура, — огромный и многоплановый. Все аспекты важны, интересны и в конечном итоге влияют на восприятие. Что касается меня… первое, что я делаю, это отсекаю полезное, общественное, нужное. Это, конечно, важно, но не определяет качество для меня. Надежный, устойчивый отсек тоже. Тогда я опущу то, что касается построения и качества воплощения. Это тоже очень важно, но мы знаем немало примеров, когда архитектура производит сильное впечатление даже в некачественном исполнении — конструктивизм и так далее. Я тоже откажусь от этого. А в середине останется то, что я считаю внутренним качеством, по которому я оцениваю и свои решения, и решения других, — это качество формы. То, что мы воспринимаем, есть форма, отношения формы в пространстве суть чувственные вещи. Они во многом связаны пропорцией. В некоторой степени. Но есть еще более глубокое, «внутреннее» чувство. Чем дальше вы работаете, тем больше это чувство обостряется и тренируется. А когда видишь настоящую форму — правильно соразмерную, правильно поставленную, происходит совпадение вибраций — это сразу задевает. Наверняка у всех по-разному, наверняка у каждого свое ощущение. Но если я взял качество в архитектуре, качественную архитектуру, то первоосновой является правильно соразмерная, сделанная форма, правильно стоящая в пространстве.
«Красивое» не очень применимо, «скульптурное» тоже не очень применимо. Форма, на мой взгляд, может стать лучше этих параметров. Нечто, присущее материи, является таким метафизическим понятием и темой. Хотя в итоге форма может быть красивой, она также может быть скульптурной. А может и не быть, но при этом произвести впечатление, и ты понимаешь, что это и есть настоящая архитектура.
Форма является основой многих понятий и значений. А соотношение формы и смысла, формы и содержания — это гигантские глубины. Человеческий глаз лучше всего обучен воспринимать форму. Это первооснова восприятия, глубокая, прототипическая, необходимая, то, что затрагивает сразу многие отделы мозга. Чем древнее навык и навык, тем глубже он уходит в мозг и связан с ним. И форма — одно из этих понятий и фундаментальный принцип работы мозга.
Форма — это реле между некоторыми сферами, людьми, обычным обществом. Мы должны иногда придумывать такие формы, которые будут понятны и восприняты нашим потребителем, этим обществом, для которого мы работаем. К сожалению, мы не можем поступить как артисты — мол, через 300 лет нас оценят. Наши вещи, идеи, наши проекты должны радовать и радовать людей нашего поколения, нашей жизни.
Соответствие формы поставленной задаче — целое маленькое чудо. Вы делаете какие-то ограничения для конкретного места, конкретной местности. А на конечный вид влияет все, что здесь есть: и территория, и инсоляция, и ограничения, и люди, и задача заказчика, и вкус. И в этом чудо: эта форма таинственным образом все объединяет, все вмещает и транслирует вовне. Каждый раз, когда я проектирую, меня удивляет, восхищает, завораживает тот факт, что форма может быть универсальным интегратором всего, включая философию, смыслы и так далее.
Сегодня очевидна эволюция развития форм. С развитием техники работа с шейпингом стала свободнее и интереснее. Но я не могу сказать, что раньше этого не было. Форма всегда была важна в архитектуре. Были этапы, когда декор был важнее, но все же есть огромное количество памятников, которые работают именно как форма, первоформа, протоформа. Там, где заканчиваются детали и начинается форма — зыбкая градация. В определенной иерархии и столбцах для меня во многом — форма. А детализация — это обработка формы. Форма есть все, что подлежит эволюции развития. Человек так устроен, что новизна является одним из важнейших критериев как творчества, так и развития. Поэтому формы развиваются и усложняются и разнообразятся по закону творческого в человеке.
Классические примеры: Заха Хадид и Фрэнк Гери были совершенно невостребованными до 40–45 лет. Они работали в своем стиле, но общество их не принимало, они не были отражением идеалов более крупных течений. Это были сильные художники, первооткрыватели. Как только общество созрело и совпало, они стали востребованы, эти предметы стали появляться. И, конечно, дело не в творческих личностях, а в развитии общества. Оно выбирает тех художников, которые первыми нашли, прочувствовали и изобразили его в совершенстве, — тогда общество делает их своими выразителями.
Почему Заха Хадид делает лучшие заказы, а не кто-то другой? Потому что для какой-то части общества — может быть, более продвинутой — она стала воплощением новизны, идеалов, энергичности, динамики. Совпало и стало востребовано. Я считаю, что общество во многом делает заказ на отображение своих идеалов.
Каждый раз, когда мы показываем наш проект заказчику, представляя его, мы объясняем, чем он хорош, почему мы считаем его правильным. Мы объясняем наши критерии качества, обосновываем их. И да, это необходимо сделать.
Если мы делаем работу для кого-то, мы показываем, конечно, она будет качественной. Если вы не считаете, что это качественно, то не показывайте это, а делайте до тех пор, пока оно не станет качественным. И важно объяснить, почему вы считаете его качественным, что в нем есть, почему вы считаете, что это стоит сделать».
Стремительное развитие технологий не только упрощает нашу жизнь, но и порождает новые виды бизнеса и профессий Спецпроект Forbes
Еще каких-то 10 лет назад мы были вынуждены заказывать себе такси за час-два до поездки, а если хочется быстрее — выходили на обочину и «голосовали». Если мы хотели сами сесть за руль, то сначала нам нужно было купить машину. Но будущее наступит очень быстро, и сейчас кажется, что ждать такси 10 минут — это слишком долго, хотелось бы пять минут, а еще лучше — две-три. Покупая автомобиль обязательно, вы можете забрать его в любой точке города и оставить там, где вам удобно, а не возвращаться в аренду. Подать заявление в ЗАГС — это теперь значит зайти на сайт госуслуг, выбрать удобную дату и время и оплатить госпошлину онлайн банковской картой — к той же скидке.
Стремительное развитие технологий не только упрощает нашу жизнь, но и порождает новые виды бизнеса и профессий. На каждом углу мы встречаем людей с огромными желтыми коробками «Яндекс.Еда» или зелеными на Delivery Club — они приносят нам еду из наших любимых ресторанов прямо к вам домой или в офис. А дети сейчас хотят быть не космонавтами, а видеоблогерами, как известно, популярными и много зарабатывающими.
15 ноября 1996 года старшеклассники из Тель-Авива Арик Варди, Яир Голдфингер, Сефи Вигизер и Амнон Амир запустили интернет-пейджер для обмена сообщениями. Проект назывался ICQ, он стал первым мессенджером. За прошедшие с тех пор более 20 лет мы полностью изменили мессенджер для общения, позволив пользователям, находящимся в любой точке мира, мгновенно обмениваться информацией.
Мессенджеры опережают социальные сети по объему трафика. По данным Statista на апрель 2019 года, самым популярным мессенджером в мире был WhatsApp c 1,6 млрд активных пользователей. На втором месте — Facebook Messenger с аудиторией 1,3 млрд человек, на третьем — WeChat с аудиторией 1,1 млрд человек, который почти полностью состоит из китайцев. Мессенджеры начали меняться в экосистеме. Они позволяют не только делиться фотографиями и видео с друзьями, но и, например, заказывать еду или переводить деньги через интегрированные платежные сервисы. Такая функция уже есть у китайского WeChat, в этом начинании Telegram и Facebook, объявившего о планах по созданию криптовалюты, которой можно будет оплачивать покупки и заказы прямо в приложении.
Используйте потенциал мессенджеров для крупных банков, интернет-магазинов и служб доставки, встраивая их в свои бизнес-процессы. Например, в марте 2018 года Сбербанк купил контрольный пакет акций компании «Диалог» — разработчика мессенджера Dialog Enterprise. В ритейле, по данным Акита, более трети российских компаний используют мессенджеры, чаще всего WhatsApp, для общения с клиентами.
Факт: Самый популярный российский мессенджер, по версии Deloitte, — WhatsApp: его используют 69 человек.% владельцев смартфонов. На втором месте Viber — 57%, на третьем месте Skype — 45%.
Цитата: «Мы используем приложения для обмена сообщениями чаще, чем социальные сети, и предпочитаем личные сообщения общедоступным: мессенджеры создают иллюзию конфиденциальности» (Марк Цукерберг, генеральный директор Facebook)
Все изменения, которые произошли в транспортной системе В последние годы столичные москвичи прочно связывают имя Максима Ликсутова. Весной 2011 года 35-летний глава совета директоров «ТрансГрупп» мэр Москвы назначил Сергея Собянина своим советником, а в декабре — главой департамента транспорта. Ликсутов сообщил, что часть активов продана партнерам, а другая часть передана в управление.
Новый чиновник объявил о начале смелого эксперимента, через два месяца — внедрения бесплатных сетей Wi-Fi в некоторых вагонах Московского метрополитена. В этот день он представляет программу развития транспортного комплекса, стратегической задачей которой стала борьба с заторами путем пересадки автомобилистов на автобусы и метро. По программе «Развитие транспортной системы…» предполагалось выделить в ближайшие четыре года 2,2 трлн рублей, в ускоренном порядке построить дороги, метро, создать 1 млн новых парковочных мест, сделать парковки в центре города платными, улучшить общественные транспорта, создать малое кольцо Московской железной дороги с целью открытия по ней пассажирского движения. Реконструкция 54-километровой железной дороги Малого кольца, ныне известной как МКП. Реализация программы началась с создания системы эвакуации автомобилей. В июле 2012 года Мосгордума приняла закон, увеличивший тариф на эвакуацию до 5000 рублей (в три раза выше предыдущего) и предложивший в пять раз увеличить количество эвакуаторов — до 1000 автомобилей. В сентябре 2012 года Ликсутов стал заместителем Собянина. В мае 2013 года в столице заработала первая крупная система велопроката, для которой было организовано 40 парковок, а Банк Москвы (впоследствии он стал спонсором еще и Сбербанка) приобрел 1000 велосипедов. Через месяц появилась карта «Тройка», пригодная для оплаты проезда на многих видах транспорта, в том числе на МТП, открытом в сентябре 2016 года.
Она стала 14-й веткой Московского метрополитена. И активно расширять сеть традиционного метро. В Московском метрополитене в 2011 году было построено рекордными в мировом масштабе темпами 74 новые станции, к 2022 году должно быть построено 220 км новых линий.
Факт: По итогам 2018 года Москва вышла на первое место в мире по количеству часов (210 в год), которые водители теряют в пробках, согласно исследованию загруженности городов, проведенному международной компанией INRIX. . На второй локации — Стамбул (157 часов).
Цитата: «Для Москвы имеет большое значение происходящая прямо на наших глазах транспортная революция» (Тимур Башкаев, руководитель архитектурного бюро «АБТБ»)
Глобальный стандарт GSM для мобильного интернета в сетях поколения 2G был зафиксирован в 1991. В России он появился в конце 1990-х, но резкий скачок в развитии сети был связан с экспоненциально растущим количеством смартфонов в конце 2000-х. В 2019 году, по данным исследовательской компании GfK, количество пользователей мобильного интернета в России составило почти 55 млн — 61% от общего числа интернет-пользователей. Важная примета времени — быстрый рост пользовательской базы только мобильных — тех, кто пользуется только мобильным доступом. За год их стало в два раза больше, чем сегодня, их доля в России — 35%. Цена мегабайта у нас остается одной из самых низких в мире: страна занимает второе место в мире по стоимости мобильного интернета после Индии, но по скорости и качеству сигнала она сравнима со странами Европы и США.
Общение с каждым годом все больше перетекает в Интернет: в то время как доходы ведомостей от звонков и SMS-сообщений стремительно снижаются, драйвером роста доходов для них становится мобильный интернет-трафик. Чтобы обеспечить этот рост, операторы мобильной связи по всему миру начинают тестировать сети следующего поколения. Во время чемпионата мира по футболу в 2018 г. «МегаФон» провел первую в России прямую трансляцию футбольного матча с технологией 5G, а летом 2019 г. точки для тестирования сетей следующего поколения уже появились у операторов МТС и Tele2.
Однако запустить полноценную коммерческую сеть 5G раньше 2022-2023 годов операторы вряд ли смогут: по оценке Сбербанка, строительство инфраструктуры в России займет несколько лет и обойдется операторам в 400 млрд рублей.
Факт: В Москве действует более 2000 точек беспроводного интернета, при этом мобильный интернет обходится москвичам в восемь раз дешевле, чем ньюйоркцам.
Цитата: «Wi-Fi очень скоро умрет. Он уже умирает. Мы наблюдаем большой рост потребления LTE в областях, где можно было бы ожидать увидеть потребление через Wi-Fi. Я считаю, что 5G повлияет на поведение пользователей когда люди не пользуются Wi-Fi, домашними сетями и всем прочим. Все они будут хуже, чем хороший 4G и 5G» (Лацаныч Василий, генеральный директор «ВымпелКома», «Ведомости», 16 апреля 2018 г.)
Трудно представить, что в далеком 2009 году такси можно было либо поймать на обочине, либо вызвать, вызвать такси диспетчеру. Единственным средством автоматизации тогда был сервис «Таксовик» — поисковик для многих столичных служб такси. Изменения начались осенью 2011 года, когда в России появился первый сервис, упрощающий вызов «Мотор» — «Яндекс.Такси». Приложение Gett от израильской компании Gettaxi вышло на рынок в 2012 году, американский Uber пришел все-таки в 2013 году. Все три агрегатора такси были похожи, но были и отличия. «Яндекс.Такси» сотрудничает с автопарком, а Gett и Uber — не только с ними, но и с водителями-домохозяйками. Бизнес-схема все предполагает, что они получают комиссию автопарков и водителей: у «Яндекс.Такси» было 8% НДС, на выручку автопарков, у Gett — 15%, Uber цифры не раскрывал, но в 2018 году пресс-служба признала, что комиссия составлял 20%.
В каждой компании действует система контроля качества водителей — онлайн-сбор отзывов, из которых формируется рейтинг. В «Яндекс.Такси» это результат оценки вступительного экзамена, водитель должен получить после экзамена набранные баллы, Uber изначально выдает максимальный рейтинг в пять звезд, который нельзя терять. Все компании зависят от рейтинга заработка — доступ к выгодной поездке в аэропорт, как у Gett, или дополнительные деньги за каждую поездку, как у Uber.
А вот демпинг и субсидирование поездок ради увеличения доли рынка оказались для Uber фатальными — на некоторых рынках пришлось вступать в партнерские отношения с местными операторами. В России она стала партнером «Яндекс.Такси», которая получила контрольный пакет акций объединенной компании. В 2017 году они договорились о присоединении к бизнесу в России и СНГ пяти заводов: Казахстана, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Грузии.
Также в 2017 году на рынок вышел еще один, «непрофильный» игрок — Mail.ru Group, инвестировавшая в столичную компанию «Ситимобиль» и региональную «Лаки». Гендиректор холдинга Борис Добродеев заверил, что на середину 2018 года по количеству заказов «Ситимобиль» стал вторым игроком в Москве.
Основные игроки: «Яндекс.Такси» (совместная компания с Uber), Gett, «Ситимобиль»
Факт: Россиянам, проезжающим менее 5388 км в год, пользоваться услугами такси дешевле, чем покупать личный автомобиль , согласно исследованию банка HSBC.
В конце 1990-х трудно было представить, что финансовые услуги — кредиты, вклады, страхование — могут быть доступны где-то еще, кроме банковских отделений. Первые мобильные технологии были именно тогда, но они были очень скромными и ограничивались получением смс о состоянии счета.
Спустя 10 лет ситуация улучшилась, но ненамного. Смартфоны уже есть, но приложения банков просты и позволяют только следить за состоянием счета, искать отделение банка на карте и делать шаблонные переводы. Если возникали проблемы, нам приходилось ехать в офис.
Еще через 10 лет мир изменился. Теперь мобильные приложения — это мини-банк в телефоне, где можно купить билеты в кино и театр, вложить деньги в фондовый рынок, оплатить штрафы и заказать справку. Вместо того, чтобы идти в банк с чатом сотрудника банка или искусственным интеллектом или разговаривать с голосовым помощником.
В России приложениями мобильного банкинга пользуются около трети граждан. Это много, хотя и меньше, чем в США и некоторых странах Европы, где мобильными приложениями, по данным ING Bank, пользуется около 60-70% населения.
Развитие мобильного банкинга изменило ландшафт финансового сектора. Ставку на мобильное приложение делает, например, Сбербанк, который претендует на роль технологической компании. Через приложение Тинькофф Банк развивает lifestyle-банкинг — когда банк становится настоящим финансовым консультантом клиента.
Мобильный банкинг — это еще и способ борьбы с бедностью, считает этот миллиардер и основатель Microsoft Билл Гейтс. Таким образом, по словам Гейтса, мобильное финтех-приложение M-PESA в Кении изменило жизнь. Местным жителям традиционные банковские услуги были недоступны, деньги они держали в тайнике, а потому в 2007 году запустили сервис, позволяющий хранить и переводить деньги через мобильный телефон. «В ближайшие 15 лет цифровой банкинг позволит бедным людям лучше контролировать свои деньги и изменить свою жизнь», — сказал Гейтс в 2015 году9.0009
Игроки в российских мобильных приложениях есть у большинства банков, но наиболее продвинутые, судя по рейтингам, у Тинькофф Банка, Сбербанка и Альфа-Банка
Факт: 45% россиян, по данным ЦБ мобильных и интернет-банкинг.
Цитата: «Нам нужны банковские услуги, но нам не нужно больше банков. Как вы думаете, сможем ли мы когда-нибудь открыть банковский счет или получить кредит без физического прихода в банк?» (Билл Гейтс, 1997)
Идея создания компании по интеграции доставки заказанных через интернет продуктов питания родилась у двух бизнесменов на обед: Левон Ованнисян и Анна Шкирина обсудили возможность концентрации этих услуг на одной площадке. В то время на рынке были только специализированные игроки — «Сити Пицца», «ТрансПицца», «Пицца Капитал», которые не воспринимали новичка всерьез.
Учредители компании наняли разработчика — компанию Хеликс, которая за полгода сделала сайт, арендовала офис в мансарде на Пятницкой, посадила туда двух операторов, а через год, 1 сентября 2009 года, запустила www. портал delivery-club.ru. Изначально нашли около сотни партнеров, которые предлагали доставку за комиссию 10%. Первые вложения собственных средств составили около 500 000 долларов.
В 2011 году агрегатор траншем привлек инвестиции в размере около $1 млн от инвестиционного фонда AddVenture. В 2013 году $8 млн в компании, работающие в 18 городах, вложили некоторые средства во главе с Phenomen Ventures, а в июне 2014 года 100% проекта выкупила немецкая компания FoodPanda. Подсчитано, что они заплатили за Delivery Club 50 миллионов долларов. В 2016 году Delivery Club был куплен у FoodPanda холдинга Mail.ru Group за 100 млн долларов.
По данным «Сбербанк КИБ», в 2018 году рыночная доля Delivery Club составила по количеству заказов на рынке Москвы 46%, а «Яндекс.Еды», созданной в январе 2018 года, — 43%. Второе место занял лидер на базе компании Foodfox, купленной «Яндекс.Такси» в 2017 году. В начале 2019 года о создании аналогичного сервиса заявил интернет-ритейлер Ozon. Ключевые игроки: Delivery club, «Яндекс.Еда»
Цитата: «Российский рынок доставки еды продолжает стабильно расти, что подтверждает правильность нашего решения уйти в фудтех-сегмент» (Дмитрий Гришин, председатель правления Mail.Ru Group директоров)
Портал федеральных госуслуг впервые заработал в декабре 2009 года, но тогда он давал лишь справочную информацию. Возможность регистрировать счета и, соответственно, заказывать услуги дистанционно появилась только в апреле 2010 года.
Сейчас через портал госуслуг ежедневно осуществляются сотни миллионов транзакций. Пользователи могут удаленно воспользоваться сотнями услуг, в том числе оплатить штрафы ГИБДД и налоги, подать заявление на регистрацию брака, выдачу российского и заграничного паспорта, записаться к врачу, проверить пенсионные накопления или зарегистрировать транспортные средства. «Но мы понимаем, что еще далеко не в состоянии предоставить гражданам лучший сервис в мире», — сказал в июле «Цифровому» вице-премьер Максим Акимов. Президент Владимир Путин согласен. В своем послании Федеральному Собранию в феврале 2019 г.По его словам, все ключевые госуслуги должны быть переведены в этот формат, «когда человеку достаточно отправить заявку на требуемую услугу, а остальные система должна сделать самостоятельно, автоматически».
Для этого на портале госуслуг будет 25 Суперсервис — оцифрованные услуги, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям (рождение ребенка, оформление ДТП в европротоколе, пенсии и т.д…). Например, суперуслуга «Рождение ребенка» сводится к 15 минутам оформления документов и платежей, на которые уходит до 12 личных посещений государственных органов или два-три – в МФЦ 10 заявлений на бумаге. «В этот раз мы хотим сделать не столько удобно нам, сколько удобно людям», — пообещал вице-премьер. Разработкой занимается дочерняя компания «Ростелекома» — «РТЛабс». К работе привлечены специалисты Сбербанка, «Яндекса», Mail.ru Group и других IT-компаний. Факт: Всего госуслуг, доступных на портале, более 330 электронных услуг и сервисов. В топ-5 самых популярных сервисов вошли проверка электронного дневника школьника, поиск и оплата штрафов ГИБДД, АМПП и МАДИ, снятие показаний счетчиков воды, получение информации о посещении учебных заведений и власти, поиск такси.
Цитата: «Часто квест на госуслуги начинается в цифровом виде, а заканчивается в обычном бумажном» (Максим Акимов, вице-премьер, 31.07.2019)
Возможность аренды автомобиля на несколько минут появился в России в 2012 году, когда в Москве заработал каршеринг компании AnyTime, а в Санкт-Петербурге Street Car. Две компании не дожили до наших дней (первая поглотила «Делимобиль» в 2018 году, а вторая закрылась в 2015-м).
На сегодняшний день старейший игрок рынка — YouDrive, работающий в Москве с лета 2015 года. Совладелец и генеральный директор компании Борис Голиков начал вместе с партнерами реализовывать идеи американского каршерингового оператора Zipcar в Москве с десяток автомобилей Skoda (сейчас у компании 1500 автомобилей).
В сентябре 2015 года второй в Москве начал каршеринг от «Делимобиля», через год заработала BelkaCar, в 2017-2018 к ним присоединились 11 компаний, среди них лидер сегодняшнего автопарка «Яндекс.Драйв»( 6500 автомобилей в декабре 2018 г.). В 2018 году в нем работало 16 500 автомобилей, количество рейсов в год увеличилось в 3,5 раза, до 23 млн. Летом 2019 года каршеринговый парк российской столицы насчитывал 23 500 автомобилей в московском каршеринге. Аналитики PwC считают, что в ближайшие два-три года количество каршеринговых автомобилей в Москве вырастет до 30 тысяч — это будет точка насыщения, после которой новые игроки не смогут конкурировать с ведущими операторами.
Этот рынок вряд ли будет расти без поддержки правительства Москвы. Льготная плата за парковку для каршерингового автомобиля составляет 60 000 рублей на три года. Москва также возместит каршеринговым компаниям часть расходов по выплате процентов по кредитам и лизингу при покупке автомобилей. Столичные чиновники уверены, что каршеринг помогает разгрузить улицы столицы: ведь один каршеринговый автомобиль заменяет 15 личных. При этом Москва вошла в список 220 городов мира с самыми большими пробками (Global Traffic Scorecard 2018). Каршеринговая компания отладила технологию в Москве, охватив новые регионы (летом 2019 г.первый каршеринг, работающий в 18 городах России) и приобрести услуги: Мобильные заправки, прокат скутеров, скутеров и даже лодок — летом это в тестовом режиме, начали брать в аренду YouDrive.
Факт: Аналитики JPMorgan считают московский рынок каршеринга одним из самых быстрорастущих в мире. За первое полугодие 2019 года каршеринговые автомобили сданы в аренду 24 млн раз — в миллион раз больше, чем за весь 2018 год. это новая идея, когда горожанин сам может взять вид каршеринга днем на своей машине» (Сергей Собянин, Мэр Москвы, август 2018 г.)
Самое первое видео на YouTube было загружено в апреле 2005 года, и сегодня это второй по посещаемости сайт в мире. Видеосервисы стали плотно проникать в жизнь людей, имеющих доступ в Интернет. Сегодня на игровой стриминговый сервис Twitch в день заходят более 15 миллионов пользователей, количество платных подписчиков онлайн-кинотеатра Netflix достигло 139 миллионов.
В России на начало 2019 года количество пользователей интернета старше 16 лет, по данным исследовательской компании Gfk, превысило 90 миллионов. Почти половина активной аудитории рунета, 44%, смотрят стрим или стримят сами, говорится в отчете платформы DonationAlerts (принадлежит Mail.ru Group). При этом стрим сегодня — это трансляции не только игр, но и концертов, мероприятий, простых событий повседневной жизни интернет-пользователей.
Влияние видеоблогеров было настолько значительным, что их деятельностью занималась власть. В 2017 году на парламентских слушаниях по молодежной политике выступила видеоблогер Саша Спилберг, которая призвала депутатов «стать яснее». А спикер Госдумы Вячеслав Володин в ответ на инициативу депутата от ЛДПР Василия Власова повысить цитируемость с помощью блогеров заявил, что депутаты не могут себе этого позволить. Традиционные СМИ также обратили внимание на рынок инфлюэнсеров, который привлекает все больше и больше маркетинговых бюджетов крупных компаний. В июле 2019 г.«Национальная Медиа Группа» купила 50% блогерского агентства Hype Agency, подписавшего 45 блогеров на съемки видео о красоте, играх, моде, феминизме, путешествиях и других. Подписчики каждого из них на YouTube и Instagram 50 000 3,5 миллиона подписчиков.
Факт: Каждую минуту на YouTube загружается более 500 часов контента. Это 30 000 часов в час и 720 000 часов в сутки.
Цитата: «Видеоблогеры сейчас — это в том числе и бизнес, и многие из них зарабатывают столько, сколько вашей зарплаты не хватает, чтобы работать с ними неделю» (спикер Госдумы Вячеслав Володин, депутаты на видеоблогерах, 14 июня 2017)
Кто сталкивался с необходимостью косметического ремонта в квартире или помощи в изучении иностранного языка? Рынок предлагает решения даже тогда, когда никакого официального рынка не было. А когда он нашелся, газеты вроде «Из рук в руки» стали с настойчивостью сватов сокращать мастеров по обслуживанию клиентов. Интернет подхватил эстафету, отрезав путь «мужу на час» к потребителям. Агрегаторы появились позже, но не сразу разглядели его преимущества.
Например, создатели сервиса youdo, появившегося в 2009 году, поначалу называли друг другу свою компанию «Обмен глупыми заказами». Она устраивала, например, соревнования по поеданию лимонов или рисованию забавных автопортретов. Основатели потратили два года и 1 млн долларов, пока не заметили, что у их аудитории, составляющей около 1 млн человек, стали появляться весьма приземленные заказы: прибить полку, выгулять собаку, отнести посылку родственникам. В 2012 году YouDo перенастроили. Через год для набора мастеров по ремонту и бытовому обслуживанию стал портал Профи.ру, а заодно и предложения бытовых услуг появились на Авито. В 2014 году команда «Яндекса» заметила, что заявки на муниципальные услуги удовлетворяют в среднем 3,3 млн посещений в месяц, из них 600 000 из Москвы. Компания решила создать агрегатор агрегаторов, объединив существующие сервисы, такие как YouDo, Profi.ru, «Грузовичкоff», «Домовой», «Сервисный центр 007» и другие юридические лица, объединив около 20 000 исполнителей заказов физических лиц.