Оформление стен в школе: Оформление стен в школе. 10 причин почему это необходимо сделать.
Оформление стен в школе – как не надо делать
Итак, вам надоели пустые бежевые стены, которые есть в 90% школ в России. Вы решили отринуть безрадостность и сделать их красивыми и полезными. Самое сложное в этом вопросе — победить себя и привычные установки о том, как должны выглядеть стены. Они могут быть не просто фоном, а частью учебного процесса. Дети будут учиться у вас правильному, утилитарному подходу к пространству и использовать поверхности со смыслом.
Работая со школами, мы выдели 5 самых популярных заблуждений педагогов при оформлении стен.
Заблуждение №1. Превращение стен в учебники
Многие учителя и директора думают категориями учебников или рабочих тетрадей. Они свято верят, что учебный материал можно перенести на все поверхности, в том числе стены. У них есть веское обоснование: если дети будут видеть что-то изо дня в день, то они это запомнят.
Но к сожалению, в реальной жизни есть такая вещь, как «визуальный шум». И так можно воспринимать любое информационное пространство. Наш мозг фильтрует и «отсекает» данные, которые считает ненужными. Самый простой пример — баннерная слепота. Каждый день вы игнорируете много рекламы, не замечая этого.
Такое решение будет работать, если учитель будет постоянно включать композиции на стенах в обучающий процесс. Нужно будет регулярно выходить из класса, организовывать обсуждения, придумывать квесты и игры. Только в этом случае ученики будут активно взаимодействовать с материалом.
Как правильно?
Учебные материалы и пособия на конкретные темы лучше оставить в кабинете. А в коридорах и рекреациях стоит использовать решения, которые делают помещения эстетичнее. Можно организовать выставку качественную и интересную ученикам. Конечно, их придется делать регулярно, но вы всегда можете вовлекать в это учеников.
Эта выставка работ, нарисованная нейросетью, обученной на живописи художников XX века. Работы разместили около кабинета информатики на подвесной системе. Раз в полгода или год композицию можно менять. Следующая выставка может быть посвящена, например, компьютерным играм или носителям информации.
Заблуждение №2. Боязнь маркерных или грифельных поверхностей
«Вы знаете, что они нам сейчас такого напишут-нарисуют?»
Почему-то учителя боятся дать возможность детям что-то рисовать самостоятельно. Мол, дети все хулиганы в душе и только дай им повод где-то навредить — обязательно это сделают. Так что строгий контроль, никаких лишних активностей и, вообще, «не провоцируйте детей на гадости».
Как правильно?
Маркерные и грифельные поверхности — это хороший педагогический инструмент, которым можно пользоваться в процесс учебы. На них устраивают брейнштормы, организуют работу в группах, самообучение, презентации. Ученики будут выходить из класса в общие пространства — так мозг не будет застаиваться и воспринимать учебные помещения как скучные «коробки». Но как любой инструмент, маркерные и грифельные стены сами по себе не работают. Если вы не планируете их использовать в процессе учебы, то лучше вообще не ставить.
Большая грифельная стена в «Новой школе». Дети регулярно рисуют большую совместную работу. Проходит время, ее стирают и рисуют новую.
Пример большой маркерной карты в рекреации. С ее помощью можно устраивать с детьми работу в группах, соревнования и брейнштормы.
Заблуждение №3. Боязнь пустоты или применение декора ради декора.
Пустые стены многие торопятся заполнить чем угодно. Естественно, без идеи и эстетической составляющей. Часто это выглядит безвкусно, полезное пространство просто засоряется.
Как правильно?
Если мы что-то делаем с пространством, в том числе и со стенами, то должны сперва ответить на вопрос «Для чего?». Предложенные ниже варианты могут ответить на этот вопрос:
1.Пустота и однообразие раздражают, но это легко исправит сложная окраска стен. Продуманный рисунок задаст ритм и выразительность пространству, может показать зонирование помещений.
2.В качестве окраски стен подойдет выразительная и крупная навигация. Подробная и понятная навигация в школе крайне важна, чтобы новые ученики не тратили время на поиск нужных помещений и не чувствовали себя потерянными.
3.Мы уже упоминали выставочные и информационные поверхности. Да, они должны регулярно обновляться, зато ученики поучаствуют в жизни школы и сами оживят ее пространство.
4.И, наконец, акцентные изображения на стенах. Они формируют облик и задают атмосферу образовательного пространства. Главное — чтобы с ними работал профессионал, не «перебарщивая» и вкладывая в них смысл.
Заблуждение №4. Портреты и цитаты.
О, этот тяжелый взгляд со стороны! Любовь к цитатам и портретам, видимо, идет из советской школьной культуры: лозунги и портреты вождей должны быть в каждом кабинете. И мы, дизайнеры, тоже любим крупный шрифт и большие портреты в пространстве, потому что они эффектно выглядят в пространстве. Но даже самая мудрая цитата после сотого повторения будет восприниматься как что-то раздражающее и фальшивое.
Как правильно?
Есть одна веская причина, по которой вы можете разместить портрет и цитаты на стенах и ни один дизайнер не скажет ни слова против — если школа названа чьим-то именем. Тогда лицо и слова этого человека будут частью образа школы.
Заблуждение №4. «Чтоб на века! И все антивандальное!»
Мы понимаем, что ремонт нужно сохранить на долгие годы, хотя бы с точки зрения финансов. Но такая логика сильно ограничивает в выборе материалов и решений. Мир вокруг постоянно меняется. Через 5 лет, когда нужно будет делать новый ремонт, даже самый современный дизайн уже надоест и устареет.
Школа — это живой организм и пространство в нем должно меняться. Антивандальность должна быть сделана с умом. С одной стороны, в школе повышенная нагрузка на декор, мебель и материалы. А с другой — она должна учить бережному и осознанному отношению к пространству. А как ему научиться, если все вокруг говорит «я уродливое, но зато ты меня не сломаешь, мелкий засранец». Осознанность прививается с культурой, которую нельзя воспитать в недоверии и пренебрежении.
Как правильно?
Это сложный вопрос, на который каждый директор должен ответить самостоятельно. От себя добавим, что есть недорогие материалы вроде ламинированной фанеры или пробки, которые можно ярко покрасить, красиво вписать в интерьер и быстро заменить, если что-то все-таки испортится.
Школьный музей, в котором, все можно трогать и брать. Экспозицию на стене легко обновлять, что ученики и делают в рамках проектной работы.
В этой школьной столовой используется крашеная фанера, пробка, полноцветная печать на пленке и флажки. Именно разнообразие фактур и материалов делают ее живой и симпатичной.
Единственного правильного варианта нет
Все, что мы написали — это не прямое руководство к действию и единственная объективная истина. Это скорее некий набор принципов, который лучше понять с точки зрения сути, цели и смысла. И тогда вам будет проще принять решение. А мы поможем его качественно реализовать.
Статьи по теме: Школьный стенд, как визуальный мусор
10 простых идей для оформления стен в школе
Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Лето — пора косметических ремонтов в школах. Но покраска стен — далеко не единственный способ обновить школьное пространство и сделать его более «дружелюбным» для детей, родителей и учителей. В этой статье рассказываем о несложных решениях, которые помогут небанально оформить и украсить школьные стены.
1. Вдохновение и мотивация
«Учись! Твори! Думай! Действуй!» — эти и другие мотивирующие фразы вместе с удачно подобранными образами помогут мотивировать учеников, поднимут им настроение и будут постоянно напоминать о том, что все в их руках.
2. Полезная информация по разным предметам
Годы жизни Петра Первого или закон Ома — любая информация, оформленная как часть школьного пространства, привлекает внимание и лучше запоминается. Используйте это наряду с учебниками и домашними заданиями.
3. Навигация по школе
Навигация — это не только таблички на кабинетах. Это целая система, которая, с одной стороны, должна наглядно показывать, что и где находится, а с другой — может стать самостоятельным, очень ярким элементом оформления.
4. Абстрактные изображения
Фантазии школьникам не занимать (убеждаешься в этом каждый раз, слушая истории о том, почему они опоздали на урок или не сделали домашнее задание). Так что пространство необязательно оформлять готовыми смыслами: хорошо подойдут и абстрактные изображения, которые дети смогут наполнить собственными образами и идеями.
5. Образ и бренд школы
Какая она — ваша школа? В чем ее индивидуальность? Какие ценности и принципы вы пропагандируете? Важно не только ответить на эти вопросы для себя, но и донести эту информацию до вашей аудитории — и стены школы подходят для этой цели как нельзя лучше.
6. Доска объявлений
Помимо стандартной информации (например, расписание уроков), можно дать школьникам место, где они смогут общаться друг с другом: найти участников для совместного проекта, повесить объявление о потерянных вещах или «Отдам котенка в добрые руки»… Даже в эпоху соцсетей физические доски объявлений вполне могут быть востребованными — нужно только правильно их оформить и установить единые для всех правила. Не надо бояться, что дети напишут «что-то не то». Если у них нет возможности разместить объявление или информацию друг для друга — могут ли они считать школу своим вторым домом?
7. Карта окрестностей
Музеи, кинотеатры, спортивные сооружения и библиотеки вашего города или вашего района — все это можно разместить на карте на стене школы. Саму карту можно сделать объемной, из пробкового дерева или ДСП. Она станет стильным напоминанием о том, как полезно и интересно провести свое свободное время за пределами школы.
8. Образы, задающие настроение
Школа — огромное пространство, в котором в течение дня образуются различные эмоциональные потоки, порою готовые все снести на своем пути. Предусмотрите размещение каких-либо объектов или образов, задача которых просто вызвать улыбку, настроить человека на положительный лад. Также не забывайте, что разные пространства предполагают разное настроение (к примеру — в столовой и в актовом зале).
9.
Место для выставкиФотографии сами по себе ретранслируют положительные эмоции, показывая, какой интересной и яркой может быть школьная жизнь. При этом оформление фотовыставки, конечно же, должно быть соответствующим — чтобы притягивать к себе внимание, но не испортить общее впечатление.
10. Фотозона
Можно (и нужно!) сделать просто «очень-очень классно», чтобы ученики и гости вашей школы не смогли пройти мимо и обязательно сфотографировались, разместив потом фото у себя на страничках в соцсетях, возможно, даже немного хвастаясь перед своими друзьями. Красиво и необычно оформленная стена может стать визитной карточкой вашей школы! Используйте эту возможность!
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Оформление стен в классе — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.