Интерьер сталинский: Сталинский ампир в интерьере. Двушка 78 м²
Дизайн трехкомнатных квартир
В современных интерьерах сталинских квартир можно встретить все, что угодно – от лофта до этники. Дизайнер Ольга Кондратова восстанавливает историческую справедливость — возвращает сталинский ампир в интерьер трехкомнатной сталинки.
- 1 из 1
На фото:
Дизайн трехкомнатных квартир в домах сталинских серий часто обыгрывает унылые длинные коридоры. В проекте «Уроки истории» дизайнер подошла к планировке пространства иначе: комнаты выстроены анфиладой, что позволяет обойтись без коридора.
Сведения о квартире: трехкомнатная квартира-сталинка 72 кв.м. в доме на Котельнической набережной, Москва
О владельцах: семья с двумя детьми
Пожелания клиентов: привести внутренне убранство в соответствие с архитектурой дома, открыть вид из окон, убрать длинный коридор.
Эта квартира находится в самом раннем крыле здания на Котельнической набережной, построенном в 30-х годах.
Две комнаты были объединены в одно большое центральное помещение площадью 35 кв.м. Именно поэтому в нем оказалось два окна и балка, разделяющая потолок. В получившейся просторной комнате дизайнер организует кухню, столовую, гостиную, кабинет и библиотеку. Разделенный потолок обыгрывается просто и изящно: вешаются две люстры – каждая по центру своего «квадрата».
Сталинский ампир, как наследник высокого стиля тяготеет к классической симметрии. В отделке дизайнер стремится поддерживать этот ритм, но без фанатизма. Два окна, две люстры, по две двери с каждой стороны комнаты с выступами «а ля колонны», и широким простенком между ними.В глубокой нише разместилась небольшая кухня. Деликатные классические фасады, «комнатные» лампы и картины, расставленные на полках, делают ее в хорошем смысле незаметной, встроенной в общий интерьер. Большое зеркало напротив окна умножает свет и пространство в столовой. Широкий подоконник вдоль всей стены объединяет два окна в единую композицию и служит полкой для декора.
Чтобы придать интерьеру торжественный вид, дверные проемы пришлось увеличить в высоту на полметра (до 2,6 м.) Двустворчатые двери с остеклением – аутентичная историческая деталь. Благодаря воздушной конструкции они делают интерьер легким и светлым. Большой круглый стол, вокруг которого рассаживается вся семья – тоже дань традиции. За темной драпировкой – встроенный шкаф.
Родительская спальня, смежная с комнатой малыша – тоже интересна своей планировкой. Большую комнату разделили вдоль раздвижной стеклянной перегородкой. В «светлой» части, с окном, поставили кроватку, пеленальный столик и кресло для кормлений и игр. В «темной» части расположилась родительскаю кровать. В каждую комнату есть отдельный вход из гостиной, а внутренняя занавеска обеспечивает приватность родительской спальни, когда это необходимо.
Изголовье кровати отделано молдингом с имитацией лепнины, и напоминает картину в раме. Вместо традиционных прикроватных тумб в маленьком пространстве использованы лаконичные современные полки. Как и в остальной квартире, стены здесь украшают картины – они делают интерьер изысканным. В «детской» спальне повесили большое зеркало, отражающее большое окно и визуально увеличивающее пространство.
В спальне старшей дочери ключевое место занимает большая кровать. Платяные шкафы устроены в нишах по бокам, все с теми же портьерами вместо дверец. Филенчатые торцы шкафов напоминают колонны, характерные для сталинского ампира. Они и придают комнате торжественности. Большое зеркало без рамы играет роль «расширителя» пространства. Дизайнер преднамеренно избегает украшений, чтобы зеркало максимально сливалось со стеной, не привлекая внимания к своим фокусам. Впрочем, в девичьей спальне это еще и практичный аксессуар.
Широкий подоконник стал письменным столом. Это решение – идеальное для маленького пространства: экономит место и обустраивает рабочее место в самой комфортной зоне – у окна. Комод IKEA в очередной раз демонстрирует, что пафосный интерьер не обязательно предполагает большие траты. Особое внимание уделено дизайну занавесок. Простые, но изящные натуральные ткани, драпировки, а из украшений – только кисти на подхватах. Такой дизайн — и историческая цитата, поддерживающая дух интерьера и очень практичное решение для оконного проема. Местами в интерьере обнажена первозданная кирпичная стена, покрашенная в белый цвет. Такой декор акцентирует внимание на возрасте дома, и при этом выглядит вполне современно, в стиле «лофт».
В ванную комнату ведет небольшая дверь из коридора. Характерная ретро-деталь — портьера с подхватом, заменяющая дверь между гостиной и коридором. Белые резные панели, плитка «с мушкой» и светильник-шар – тоже узнаваемые элементы дизайна начала прошлого века.
Простая белая квадратная плитка, безо всяких украшений – только такая имеет право появиться в интерьере с отсылкой к советским временам. Впрочем, в сочетании с молдингами, филенчатой мебелью, подсвечником и зеркалом в золоченом багете она смотрится элегантно. Большая декоративность была бы избыточна. Уют интерьеру придают детали, нехарактерные для ванной: вазы и книги, шкатулки и картины, тканевая занавеска, в которой нет нужды – ведь ванная отгорожена практичной стеклянной перегородкой.
Под столом вместо дверец шкафа – вновь занавеска. В такой трактовке она выглядит весьма аутентично выбранной эпохе. Объемные мягкие драпировки вместо холодных прямоугольных фасадов делают ванную комнату уютнее и теплее. Прием, который стоит взять на вооружение всем, кто делает дизайн 3-х комнатных квартир в домах сталинского проекта.
Прихожая получается компактной – от нее «откусили» существенный кусок в пользу гостиной и ванной комнаты. Но и скромное пространство можно обставить с роскошью. Здесь помещается небольшой диван, столик с лампой, встроенный шкаф, полка для ключей и мелочей, уютный этнический коврик, картины, вазы и статуэтки. Расширить пространство помогают белый цвет, объемные филенчатые фасады шкафа и зеркала.
СМОТРЕТЬ ПРОЕКТ ЦЕЛИКОМ
Проект — участник конкурса «Лучший интерьер: загородный дом, квартира» на сайте pinwin.ru. Ссылка на страницу проекта: http://www.pinwin.ru/konkurs.php?kact=2&knid=26&rbid=4542
Интерьер квартиры из проекта, реализованного дизайнером Наташей Ломейко | Интерьер квартиры из проекта дизайн-студии Арт-Стиль | Интерьер квартиры из проекта, реализованного дизайнером Наташей Ломейко |
Сталинки, Трехкомнатные квартиры, Россия, Москва, Стиль ампир, Стиль, Квартиры, Интерьер, Страна, PinWin. ru, Описания проектов, Кондратова Ольга
- Комментировать в FB
- Комментировать в VK
Интерьер сталинский ампир (76 фото)
1Гостиная в стиле сталинский Ампир
2
Сталинский Ампир интерьер
3
Стиль сталинский Ампир в интерьере
4
Гостиная сталинский Ампир
5
Неоклассика сталинский Ампир
6
Стиль сталинский Ампир
7
Сталинский Ампир в интерьере квартиры
8
Неоклассика сталинский Ампир
9
Стиль сталинский Ампир
10
Гостиная сталинский Ампир
11
Гостиная в неоклассическом стиле в сталинке
12
Сталинский Ампир интерьер мебель
13
Сталинский Ампир интерье
14
Сталинский Ампир интерьер
15
Сталинский Ампир интерьер
16
Сталинский Ампир кабинет Сталина
17
Стиль сталинский Ампир
18
Сталинский Ампир интерьер
19
Стиль сталинский Ампир
20
Гостиная сталинский Ампир
21
Сталинский Ампир кабинет Сталина
22
Сталинский Ампир интерьер
23
Гостиная сталинский Ампир
24
Кухня сталинский Ампир
25
Сталинский Ампир интерьер
26
Сталинский Ампир зал
27
Сталинский Ампир интерьер
28
Сталинский Ампир интерьер
29
Елена Битулева дизайнер
30
Кухня сталинский Ампир
31
Сталинский Ампир зал
32
Интерьер сталинки 1950е
33
Буазери панели сталинский Ампир
34
Кухня сталинский Ампир
35
Сталинский интерьер
36
Кабинет в стиле сталинский Ампир
37
Кабинет в стиле Ампир
38
Современный дом в сталинском стиле
39
Неоклассика сталинский Ампир
40
Гостиная в сталинке
41
Кухня сталинский Ампир
42
Сталинский Ампир и Барокко
43
Квартира в дореволюционном стиле
44
Стиль сталинский Ампир
45
Сталинский Ампир спальня
46
Сталинский Ампир в Санкт-Петербурге интерьер
47
Сталинский Ампир интерьер кабинета
48
Кабинет в стиле Ампир
49
Кухня в стиле сталинский Ампир
50
Сталинский Ампир зал
51
Шкаф сталинский Ампир
52
Сталинский Ампир спальня
53
Кабинет в стиле Ампир
54
Кабинет Ампир
55
Шторы в сталинском стиле
56
Роскошный интерьер кабинета
57
Стиль Ампир в интерьере
58
Кабинет в стиле Ампир 19 века
59
Кабинет в стиле Сталина
60
Ар деко и сталинский Ампир
61
Сталинский Ампир зал
62
Спальня в стиле сталинский Ампир
63
Архитектурное бюро Анастасии Каспарян
64
Неоклассика сталинский Ампир
65
Кабинет Ампир
66
Питерские сталинки интерьер
67
Шторы в стиле Ампир
68
Сталинский Ампир особняк
69
Сталинская высотка на красных воротах изнутри
70
Интерьер в башне Вулыха
71
Л/З. бокал Ленингр.высотка на Котельнической наб.1с Росссия 8035002001
72
Высотка на Котельнической набережной интерьеры
73
74
75
76
10 вещей, которые вы не знали о сталинской архитектуре
Сталинская архитектура относится к эпохе 1922-1952 годов архитектурных экспериментов и реализации проектов по заказу правительства Сталина в Советском Союзе. Этот стиль получил свое воплощение в пятидесятые годы, когда были построены 7 скребков в Москве.
Этот стиль широко использовался как символ силы и авторитета и предназначался для создания собственной идентичности, которая должна была отличаться от западной. Он дал одни из самых высоких небоскребов своего времени, прежде чем его намеренно остановили, и местная архитектура снова взяла верх.
Сталинская архитектура_© 2021 worldatlas.comСталинские постройки выглядели скучнее, чем роскошные постройки минувших веков. Большинство зданий, принадлежащих к этому стилю, были окрашены в серый или коричневый цвет. У них были огромные элементы декора (например, колонны в стиле греческого храма высотой в несколько этажей), чтобы привлечь внимание издалека, но за этими элементами были довольно простые линии простых окон.
В то время как интерьеры квартир были довольно обшарпанными (хотя высокие потолки напоминают о более богатых временах), интерьеры общественных зданий часто были кажущимися роскошными, с колоннами, росписями и барельефами. Неизменно широко использовалась советская символика, такая как символ серпа и молота, изображения колхозников и т. д.
Дворец Советов должен был стать самой большой и массивной высоткой, задуманной Сталиным для Москвы. Его проектная высота по окончательным планам составляла 415 м, со статуей Ленина наверху еще сто метров. Его функции будут административными, проводить съезды и торжества.
Однако его исполнение было остановлено в начале Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.). Храм Христа Спасителя был снесен в 1931 г. и воздвигнут на его месте, а к концу XIX в. 30-х годов, ее основы уже были заложены. Немецкое вторжение 1941 года во время вооруженного конфликта остановило работы.
Дворец Советов_© Wikimedia CommonsВлияние на личное пространство и частную жизнь_© Wikimedia CommonsСамая большая разница между прошлыми веками и сталинской эпохой заключалась в основном назначении зданий. Размеры квартир строго контролировались во время советской оккупации, и в больших зданиях планировалось разместить множество небольших квартир. Исключения делались для советской элиты, которой предоставлялись квартиры большей площади.
4. Местным талантам было запрещено работатьДревняя и местная архитектура не ценилась, а целые кварталы зданий и кладбища были разрушены, чтобы заменить их зданиями или площадями в стиле соцреализма, которые считались необходимостью для социалистического города. . Для проектирования и исполнения были привлечены архитекторы из России, поскольку большинство местных архитекторов были либо убиты, либо изгнаны, либо арестованы во время советского геноцида.
площади в сталинской архитектуре_https://fliiby.com/file/7tzvqnb4sa9/ , (35) Pinterest 5. Советская архитектура оказала влияние на религиозные и общественные собрания | Сталинская архитектураСоветская атеистическая политика не позволяла строить новые церкви. Вместо этого были построены здания, которые можно было использовать (помимо прочего) для распространения советской пропаганды. Наиболее значимыми были кинотеатры (в каждом советском городе и районе должен был быть кинотеатр, где широкой публике демонстрировались пропагандистские фильмы).
Кроме того, образовательные учреждения, символизирующие советскую культуру, и советские правительственные здания были построены в стиле, доминирующем над окружающей средой. Хотя сталинская архитектура может показаться дорогой, это не так, поскольку для ее строительства можно было использовать дешевую рабочую силу, в том числе военнопленных. Одни и те же проекты использовались во многих городах, например, похожие кинотеатры были построены в Елгаве и Даугавпилсе.
Театр Красной Армии_© Алекс «Флорштейн» Федоров https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=46575920 6. Бункеры под «Семью сестрами» на случай войны Бункеры под «Семью сестрами» ‘ in Case of War- Ministry of Foreign Affairs_AsbarezПоскольку воспоминания о Второй мировой войне еще свежи, а холодная война продолжается, небоскребы Иосифа Сталина были спроектированы с учетом определенных мер предосторожности. У каждого Скребка был свой подземный бункер, в котором могли укрыться все жители в случае беспрецедентного нападения. Согласно источникам, под единственным административным зданием среди сестер, Министерством иностранных дел, находится полностью оборудованный командный бункер.
7. Кудринская Плаза Здание: Шпионский небоскреб Кудринская Плаза Здание: Шпионский небоскреб_© Игорь БутырскийЭтот небоскреб в 176 и 22 этажа (17 жилых) предназначен в основном для жилых помещений. Центральная башня увенчана антенной, а возвышение полно скульптур. Квартиры были спроектированы для советской элиты того времени и были завершены в 1954 году.
В доме более 450 квартир, включая подземный бункер для жильцов. Бункер был доступен для «диггеров» и искателей приключений. В нем есть супермаркет. Он известен как «дом авиаторов», потому что многие его жители были летчиками, космонавтами или авиационными инженерами. Самые верхние этажи предназначались для КГБ, а его подслушивающие устройства предназначались для слежки за посольством США.
8. Один небоскреб был намеренно построен с наклоном в одну сторону | Сталинская архитектура Один небоскреб был намеренно построен с наклоном в одну сторону_© Legion MediaНебоскреб у станции метро «Красные Ворота» оказался самой сложной конструкцией для советских инженеров. Ведущееся одновременно строительство станции высвободило много грунтовых вод. Чтобы продолжить работу, инженеры заморозили воду, но из-за этого уровень земли поднялся.
Таким образом, строители рассчитали степень искусственного наклона, необходимого для нейтрализации наклона, который неизбежно возник бы при оттаивании воды и оседании здания. Когда строительство наконец завершилось, наклоненное здание просто встало в нужное положение — очень рискованное и неординарное инженерное решение.
9. Здание Red Door Square: прямой доступ к станции метро Здание Red Door Square_© Alan Hills, сентябрь 2009 г.Его строительство было завершено в 1953, со структурой размером 138 метров и насчитывающей 24 этажа. Он был создан для содействия Министерству тяжелой промышленности. В настоящее время главное здание функционирует как штаб-квартира нескольких административных единиц, таких как Министерство транспорта, Фондовая биржа и другие государственные учреждения.
Здание построено на месте Красных ворот, которые до 1927 г. служили триумфальной аркой, возведенной в честь победы русской армии в Полтавской битве. Уникальность этого небоскреба в том, что прямо под ним находится станция метро, попасть на которую можно с первого этажа здания.
10. В конце концов стиль был отменен и запрещен к использованию. | Сталинская архитектура Этот стиль был в конечном итоге отменен и запрещен к использованию_© Сергей Фомин/Global Look PressСталинский стиль был внезапно отменен вскоре после смерти Сталина в 1955 году; советские институты решили, что этот стиль был лишь частью сталинского величия. Хотя период сталинской архитектуры был коротким, он оказал длительное влияние на латвийские города (особенно на Ригу) из-за огромных ресурсов, потраченных на строительство новых зданий и разрушение старых в ту эпоху без учета экономических потребностей.
Кроме того, это был период, когда необходимо было ремонтировать разрушения, вызванные Второй мировой войной, а в сталинских идеологиях такой ремонт обычно означал полное разрушение поврежденных зданий, которые должны были быть заменены соцреалистическими.
В фотолаборатории Сталина | Институт Гувера Внутри фотолаборатории Сталина
Мертвые тела были обычным продуктом сталинской системы. С умами тоже не все в порядке. Им приходилось терпеть непрерывный шквал неправды. Можно утверждать, что главной отрицательной характеристикой Советского Союза, где есть из чего выбирать, была фальсификация. Человек находит это с самого начала. Но в 1930-х годов, после катастрофического провала коллективизации, разобщение было полным. Существовало два разных Советских Союза: официальный – цветущей и счастливой страны (правда, окруженной предателями) и реальный – нищета, убожество, террор и задавленное население.
Лучшее из этих изображений было обязательным во всех советских СМИ и отрицалось гражданами ценой их свободы или жизни. Оно также по возможности транслировалось во внешний мир, особенно в слой западной интеллигенции, многие из которых были подхвачены советскими представителями на Западе, официально отрицавшими само существование 19-го века.33 голода, не говоря уже о его причинах.
Вверху советский премьер Вячеслав Молотов (сидит, в центре) в окружении узбекских партийных лидеров. Слева и справа от него Ахун Бабаев и Абель Енукидзе; стоят слева направо Ортаглар Блан Бирликда, Заларидан Авезов и Турсун Коджаев. | В ходе чисток 1936–1938 годов одна из расстрельных команд Николая Ежова ликвидировала Енукидзе. Ретушеры убрали его с фотографии, что потребовало воссоздания костюма Коджаева. |
Самой фальсифицируемой областью была история, особенно история самой революции. Для знатока фальсификаций есть что-то особенно поразительное в том, как массово и всесторонне изменялись советские визуальные образы. Новые версии старых фотографий, предназначенные для удаления из архива лиц, не являющихся личностями, являются главной темой книги Дэвида Кинга «Комиссар исчезает: фальсификация фотографий и искусства в сталинской России » . Эксперт в области фотографии, Кинг сделал занятие советской фальсификацией чем-то вроде хобби, и, как это часто бывает с такого рода любительским увлечением, он добился поразительного успеха, выбирая из своих материалов.
С современными технологиями визуальный ревизионизм, без сомнения, был бы простым. Таким образом, мы должны восхищаться мастерством более примитивных художников, создавших то, что в их контексте следует рассматривать как второстепенные шедевры. Наряду с другим интересным материалом Кинг дал нам два разных типа визуального обезличивания: во-первых, несколько грубо затемненных лиц в книгах; во-вторых, и это гораздо более поразительно, фактическая подделка фотографий для удаления нежелательных фигур. Это его центральная тема, и она должна быть чрезвычайно поучительна (для еще несведущих) о сталинизме.
Фоторевизионизм зародился при Ленине, на самой ранней советской стадии. Мы получаем великолепную фотографию демонстрации 1917 года, на которой вывеска над магазином с надписью «Часы: золото и серебро» в оригинале превращается в «Борьба за ваши права» в дубликате. Но это было мелочью по сравнению с тем, что стало нормой в 1930-х и позже.
Избранное: изображение Сталина в ссылке в Сибири, на котором Лев Каменев в более поздних версиях превращен в куст; один из Ленина в 1917 обращение к толпе с исчезновением Троцкого и Каменева в исправленном варианте; и один из Сталина и Николая Ежова, прогуливающихся по этому великому проекту рабского труда, каналу Москва-Волга, где Ежов превращается в полосу воды. Мы можем отметить, что это также было практикой в Китае Мао, хотя и менее творчески, где мы видим последующие версии фотографии Политбюро с появлением незаполненных пробелов. В русском случае неличности не просто гасятся или сливаются с другими объектами, но перемещаются, чтобы заполнить такие пробелы.
Нарком обороны Климент Ворошилов и премьер-министр Вячеслав Молотов (слева) прогуливаются по каналу Москва-Волга с товарищем Сталиным и начальником НКВД Николаем Ежовым, арестованным и расстрелянным в 1939 году. | Судя по отретушированному фото, Ежова никогда не существовало. |
Кинг, занимаясь живописью и плакатами, отмечает, что изменить существующую картину надлежащим образом было труднее, чем изменить ее фотографический эквивалент. Он представляет собой прекрасный пример того, как Сталин и другие смотрят на Беломорско-Балтийский канал; Первоначально на картине был изображен тогдашний глава НКВД Генрих Ягода, который закрасили, чтобы он превратился в куртку, висящую на перилах.
Два советских типа людей удалены из визуальной записи. Первая группа, такие люди, как Каменев и Троцкий, уничтожили свое революционное прошлое (и были, конечно, убиты), но остались в советской истории в новых ролях террористических агентов Гитлера. Таким образом, они были нехорошими людьми, а не собственно нелюдьми, вновь появляющимися в живописи только в политических карикатурах (одну из которых Кинг перепечатал, в которой Николай Бухарин, Троцкий и другие фигурируют как бешеные псы на нацистских поводках).
Ко второй категории, которая также фигурирует в книге Кинга, относятся те, кто просто исчез после 1930 года и о которых не было слышно в течение десятилетий: Косиор, Рудзутак, Эйхе, Чубарь, Постышев, Ежов — все члены или кандидаты в Политбюро самого Сталина. . Одна из самых необычных вещей в западных поклонниках советской системы, которые также якобы были осведомленными студентами советской сцены, заключается в том, что они почему-то не замечали этого явления. Это как если бы — именно так, как если бы — британские американисты просто не смогли зарегистрировать исчезновение половины кабинета министров США и большей части Объединенного комитета начальников штабов США. На одной из фотографий Кинга в первом варианте изображена фигура индийского коммуниста М. Н. Роя, впоследствии ставшего ярым антисталинистом; он отсутствует во второй версии.
Конечно, фальсификации в истории предостаточно: от древних египетских стел, регистрирующих поражения как победы, до наполеоновского Moniteur , в котором Трафальгар упоминается как несколько кораблей, потерянных во время шторма. Мы можем даже найти странные случаи обезличивания. После посмертного Damnatio имена римских императоров были вырезаны из надписей (и, по крайней мере, в одном случае третья буква G в AVGGG, обозначающая трех августов, теперь сокращенная до двух, была удалена на всякий случай). Тем не менее, такие меры были редкостью. Это не совсем аналогия, хотя и заслуживающая нашего внимания, когда мы находим две версии гравюры Питера Стрита 1660-х годов, во всем остальном идентичные, в которых голова протектора, Ричарда Кромвеля, была заменена в более поздней версии этим изображением. Карла II. Но это было не более чем средством экономии труда занятого производителя; Ричард Кромвель, отнюдь не вычеркнутый из истории или жизни, умер более чем через пятьдесят лет на пенсии в Хартфордшире. В более общем плане Джордж Оруэлл отмечал в Nineteen Eighty-Four , что газеты и книги по истории прошлого Океании были «цветными и предвзятыми», но что «фальсификация, подобная той, что практикуется сегодня, была бы невозможна».
Две группы людей были сняты с визуального учета. Члены первой группы уничтожили свое революционное прошлое (и были убиты), но перевоплотились в советской истории в террористических агентов Гитлера. Члены второй группы просто исчезли, и больше о них ничего не было слышно. |
Среди студентов советского периода до сих пор встречается сбивающее с толку представление о том, что документы сами по себе являются надежным источником информации. Эти фотографии, конечно, документы, и многие советские машинописные или печатные материалы находятся на том же уровне достоверности. (Если бы сохранилась только одна из сталинских поправок, она, несомненно, была бы принята исследователями.) Верно, что невизуальные документы имеют больше свободы действий, потому что они обычно изобретаются с нуля, а не являются переработками более раннего материала. Но не всегда. Протокол заседания Политбюро в 1919 г.18 пришлось задним числом изменить, чтобы приблизить отношение Сталина к Брест-Литовскому договору к ленинскому. Но такие вещи, как перепись 1939 года или ответственность Германии за Катынь, были просто откровенными фальсификациями. Действительно, если опираться на документы, то надо все же полагать, что старый товарищ Сталина Серго Орджоникидзе умер естественной смертью в феврале 1937 года. Единственный документ, вскрытие, подписанное наркомом здравоохранения и тремя другими ведущими врачами, называет его сердце атака. Давно принятая в Москве правдивая версия о том, что это было самоубийство или убийство (во всяком случае, огнестрельное), зависит от менее «строгих» источников.
Реабилитация сталинских жертв (остальных пришлось ждать целое поколение) началась в конце 1950-х при Хрущеве. Даже тогда у некоторых из вычеркнутых с фотографий дат смерти все же были указаны фальшивые, потому что секретные записи НКВД также были сфальсифицированы для переноса их на более поздний период.
Этот рецензент может добавить код ко всему явлению. В середине 1960-х годов некоторые из расстрелянных по делу Бухарина в 1938 году были реабилитированы, хотя некоторые и не были реабилитированы (что само по себе абсурдно, поскольку все их признания связывали их в единый сплоченный заговор). Встал вопрос о реабилитации Файзуллы Ходжаева, лидера узбекских коммунистов, ставшего одной из жертв. Между тем местная партийная история перепечатала (ну, не совсем) фотографию, сделанную в 1920-х, на которых Ходжаев сидит в первом ряду. В 1964 году он еще не был официально реабилитирован, но в партийном аппарате прекрасно знали, что процедура идет. Таким образом, полностью исключить его было бы политической близорукостью, тогда как включить его было бы предвосхищением официальных действий. Решено было напечатать фотографию с одним небольшим изменением — большая часть лица Ходжаева была скрыта большой бородой, которой не было в оригинале. (Из литературы нам удалось узнать, что у Ходжаева никогда не было бороды.) Все они дают возможность глубже проникнуть в эти чуждые психические процессы.
Навыки фотомонтажника становились все менее и менее востребованными, хотя какое-то время по-прежнему использовались в мелких делах. В 1970-х годах Spaceflight , орган Британского межпланетного общества, опубликовал две версии двух советских фотографий групп космонавтов. В каждом случае более поздний пример показывал, что космонавт, который до сих пор имел хорошую репутацию, исчезал в столбе или, сфотографированный в самолете, в иллюминаторе самолета.
Но это был последний вздох. И пропавшие без вести космонавты, видимо, не пострадали, кроме увольнения. К концу 1980-х даже более ранние подделки пришли в негодность. И теперь все кончено, по крайней мере, мы можем на это надеяться.