История декоративного текстиля: Из истории текстильного декора в интерьере
История текстиля / О текстиле / ГАЛЕРЕЯ ШТОР
Сегодня вряд ли кто сможет назвать точную дату зарождения и возникновения на Земле текстильного производства. Благодаря археологическим раскопкам удалось установить, что еще в каменном веке люди пробовали изготавливать одежду, переплетая кусочки кожи и волокна растений. Именно эти образцы можно с натяжкой считать первыми в истории человечества подобиями тканей.
Как известно, первые химические волокна возникли в последнем десятилетии XIX века. Но уже несколько тысячелетий до этого люди успешно использовали природные натуральные волокна – хлопок, лен, шерсть и шелк. Сегодня уже не возникает сомнений, что первой тканью, изготовленной руками человека, была льняная. Выращивать лен, добывать из него волокна и переплетать их начали еще умельцы Древнего Египта. Во время археологических раскопок были найдены образцы ткани изо льна, изготовленные около 5 тысяч лет до н. э. Этим же периодом датируется льняная ткань, найденная во время раскопок в 1961 году древнего поселения на территории современной Турции.
Приблизительно в то же самое время пряли и ткали льняную одежду наши предки, обитавшие вблизи Швейцарского озера: ученым удалось найти на этой территории не только льняные волокна и неплохо сохранившиеся кусочки тканей, но и устройства – достаточно примитивные, но позволяющие получать пряжу и ткань. Раскопки проводились зимой 1853-54 годов, когда резко понизился уровень швейцарских альпийских озер. Благодаря этому удалось найти ткани из лубяных волокон – еще достаточно грубые, но уже раскрашенные природными красками и даже имеющие орнаменты в виде человеческих фигур.
В середине прошлого века раскопки в альпийском районе продолжились и явили миру множество остатков тканей, а также клубков нитей, веретен, различных игл и фрагментов ткацких станков, изготовленных из дерева. Эти находки – прямое свидетельство тому, что жители этих древних поселений сами изготовляли ткани изо льна и других волокон.
В конце каменного века человек научился изготавливать шерстяные ткани, используя для этого овечью шерсть. Раскопки, произведенные на территории Древней Месопотамии, подтвердили предположения ученых: около 4 тысячелетий до н. э. обитавшие здесь люди занимались овцеводством и ткали из шерсти первые в мире шерстяные ткани. Носили шерстяную одежду также жители древнего Вавилона и государства Ур, упоминания о котором можно встретить на страницах Библии. Несколько позже для изготовления шерстяной ткани начали использовать шерсть козы, верблюда и даже кролика.
Шли годы, древнейшие текстильные технологии развивались, дав миру еще одно природное волокно – хлопок. Производя раскопки в древнем индийском поселении (I тысячелетие до н. э.), ученые обнаружили образцы хлопчатобумажной ткани. Но каково было их удивление, когда такую же ткань удалось найти во время археологических исследований на Ближнем Востоке, в Китае, Центральной Азии и даже в Южной Америке. Это доказывает, что хлопок для изготовления тканей начали использовать одновременно в различных странах и даже на разных континентах. Как объяснить тот факт, что древние инки и древние египтяне, разделенные океанами, ткали хлопчатобумажные ткани отличного качества и различных цветов и оттенков, используя для этого схожие технологии? Возможно, это еще одного доказательство в пользу теории перемещения континентов или существования Атлантиды? Может когда-нибудь ученым удастся разгадать эту загадку.
Более того, египетские мумии за два тысячелетия до н. э. тоже обертывали в хлопчатобумажную ткань высочайшего по нынешним меркам качества. Чтобы в этом убедиться, достаточно привести всего один лишь факт: найденные в усыпальницах фараонов ткани имеют плотность 540 нитей на один дюйм, чем не могут похвастаться даже современные хлопчатобумажные ткани от лучших мировых производителей.
Пожалуй, самым загадочным и таинственным природным волокном является шелк. Интересна уже сама история его появления. Согласно легенде, шелк совершенно случайно открыла китайская императрица Xен-Линг-Чи приблизительно в 2500 году до н. э., уронив кокон тутового шелкопряда в кипяток. Увидев отделившиеся из кокона красивые шелковые нити, императрица решала попробовать использовать их для изготовления ткани. Такова история зарождения шелководства – древнейшей культуры, предусматривающей разведение тутового шелкопряда и применения продуктов его жизнедеятельности в производстве тканей. Сегодня трудно судить, имеет ли эта легенда под собой реальную почву. Но, как бы там ни было, Китай подарил человечеству шелковую ткань – красивую, практичную, несминаемую и удобную в носке. Китайским умельцам понадобилось еще несколько столетий, что довести процесс изготовления шелковых тканей до совершенства. И уже за полтора столетия до Рождества Христова одежда, предметы быта и декоративные изделия из шелка стали доступными всем жителям Китая, постепенно распространяясь и завоевывая новые страны и континенты.
Доисторический человек, подаривший миру четыре главные натуральные волокна, в изготовлении тканей использовал очень простую, но успешную схему, которая принята на вооружение и в современном ткачестве. Принципы работы новейшего ткацкого оборудования сходны с теми, которые были присущи примитивным прялкам и простейшим деревянным ткацким станкам, найденным во время археологических раскопок древних поселений.
История текстиля: пошаговое описание истории текстиля
XI – I ст. до н.э.
Античность
Благородная простота и строгость линий
Античный стиль зародился в Древней Греции (XI – I ст. до н.э.), расцвета достиг в эллинистический период (IV-II век до н.э.). Этому косвенно способствовали военные успехи Александра Македонского: объединение греческих полисов в единое культурно-экономическое пространство дало толчок развитию ремесел и торговли, открыв доступ к индийскому хлопку и китайским шелкам.
Характерные цветовые сочетания для текстиля: белый, кремовый и бежевый с желтым, золотистым, терракотовым и коричневым оттенками. Преобладают геометрические и растительные орнаменты. Гладкокрашеные скатерти и подушки украшают вышивкой по краям.
Предпочтительны плотные Натуральные ткани с хорошей способностью к драпировке, преимущественно хлопок и тяжелые шелка.
XII –XV вв.
Готика
Дополнение к портьерам — гобелены и шпалеры. Их украшали вышивкой: иллюстрациями евангельских сюжетов, античных мифов, средневековых поэм и рыцарских романов. Рисунки обрамляли орнаментом с геральдическими символами. Также популярны набивные узоры с раппортом на основе трилистника, четырехлепестковой лилии и готической розы.
Окна декорируют плотными светонепроницаемыми тканями. Края штор отделывают вышивкой, бахромой и канителью. Обязательны ажурные кованые карнизы с инкрустированными наконечниками.
Предпочтительны парча и бархат, более современный вариант – смесовая портьерная ткань, подходящая для нанесения травленого рисунка.
Готический стиль сформировался во Франции в период позднего Средневековья (XII –XV вв.) как следствие распространения элементов романской храмовой архитектуры при проектировании жилых построек.
XVI–XVIII вв.
Барокко
Барокко – отражение нравов эпохи абсолютизма во Франции в XVI–XVIII вв. На становление стиля повлияло стремление Людовика XIV подчинить декоративно-прикладное искусство задачам прославления королевской власти.
Дорогой текстиль с принтом (завитками, спиралями) в барокко используют везде: для обивки мебели и стен, для пошива покрывал и портьер. Ткани только натуральные: однотонный и узорчатый шелк, парча, глазет, глянцевый атлас, тафта с бархатным напылением, жаккард и бархат, особенно генуэзский длинноворсовой.
Декорирование окон в стиле барокко предполагает выстраивание сложной многослойной композиции. Проем затягивают фестончатыми гардинами или рулонной шторой; портьеры укладывают пышными многоярусными складками и фиксируют богато украшенными подхватами.
Тканые гобеленовые ковры без ворса создавались только вручную и стоили дорого. Изображения на них конкурировали с живописью. Гобелены использовали в качестве полога, занавеси или декоративной наволочки, обтягивали ими стены. Для гобеленовой основы использовали разноцветную шерсть, шелк, а позднее – хлопок. В него вплетали золотые и серебряные нити.
Ткани украшают вензелями, растительным орнаментом, мелким рисунком, вышивкой. Для занавесей и обивки мебели использовали одинаковую ткань. Предпочтение отдавали глубокием и ярким цвета: темно-красному, золотому, изумрудному и белому.
XVIII в.
Рококо
На тканях изображают розы в различных стадиях цветения, морские раковины, гроты, банты. Линии тонко проработаны. Преобладают светлые цвета: розовый, зеленый, жемчужный, лазурный, лиловый, терракотовый.
Стиль рококо ассоциируется с правлением Людовика XV (1715 – 1774): расслабленные нравы при дворе способствовали отказу от барочного пафоса.
Предпочтение отдавали гладким тканям. Это плотный китайский шелк, хлопок, легкие гобелены в пастельных тонах с изображениями пагод, цветов и людей в китайской одежде. Использовались вышитые ненавязчивые узоры, ламбрекены с золотой бахромой.
XIX в.
Ампир
Стиль ампир получил широкое распространение в первой половине XIX века. Роскошные материалы и вычурный декор олицетворяли стремительное возвышение империи Наполеона и стратегический гений самопровозглашенного императора.
Используется индийский шелк для балдахинов и обивки стен, парча, хлопковые ткани c четким орнаментом. Текстиль выбирают ярких цветов (синего, зеленого, красного), дополняя его золотой вышивкой. Для обивки стен выбирают ткани с изображениями гербов, военной символикой, египетскими рисунками, пейзажами.
Ткань для штор выбирают белого, розового или кремового цвета. Дополняют дизайн утяжеленными портьерами из итальянского бархата, тафты или парчи с бахромой и лентами.
Полотна располагают асимметрично в несколько рядов, края занавесей выворачивают контрастной подкладкой наружу.
XIX в.
Викторианство
Эпоха королевы Виктории – время качественных и дорогих материалов: тканых плюшевых ковров с цветочными орнаментами, массивных многослойных штор с фестонами. Верхнюю часть оконной композиции украшал ламбрекен или подзор, собранный мелкими складками.
Машинное производство сетчатого полотна и кружев стимулировало спрос на тонкие тюлевые гардины.
Вторая половина XIX века ознаменована экономической и культурной экспансией Великобритании. На престоле — королева Виктория – рано овдовевшая многодетная мать, преданная семейным ценностям. Ее личный пример возродил моду на домашний уют.
Предпочтительны плотные пестрые гобелены. Для обивки стен выбирали шелковые ткани с изображением роз, для мебели — с узором пейсли, полосками или горошком. Фон для принта —спокойные тона: бежевый, сливочный, песочный, оливковый.
XIX — XX вв.
Фактурные портьеры разной длины располагают на открытом кованом карнизе. Композицию может дополнить асимметричный многоярусный ламбрекен. Мягкую мебель обивают искусственным шелком на основе вискозного волокна в тон оформлению окон.
Эпоха модерна приходится на период индустриализации конца XIX – начала ХХ века. В это время совершенствовались технологии текстильного производства.
Стиль основан на простоте и естественности. Ставка на мягкие приглушенные тона и плавные цветовые переходы. Особенно популярны бежевые, палевые, жемчужные, мятные, лимонные, кофейные и серо-голубые оттенки; яркие цвета допустимы только в качестве акцентов. На портьерную ткань наносятся растительные и геометрические орнаменты.
20-30-е годы ХХ в.
Ар-деко
60-70-е годы ХХ в.
Поп-Арт
Пик популярности стиля ар-деко приходится на 20-30-е годы ХХ века.
В ар-деко текстиль присутствует дозировано. Его используют для штор и мебельной обивки. Господствуют дорогие гладкие ткани с графическими принтами золотых, коричневых или черных тонов. Дизайнеры экспериментируют с экзотическими материалами: кожей зебры, крокодила и акулы.
Стиль поп-арт, сложившийся в 60-70-е годы прошлого века, основан на эпатажных инсталляциях Энди Уорхолла и коллажах Ричарда Гамильтона.
Шторы, постельное белье и обои выбирают экспрессивных, часто неоновых цветов. Ковры и обивочные ткани украшены яркими изображениями, разноцветными полосами, зигзагами; в качестве акцентов используются диванные подушки с фотопечатью. Декораторы советуют использовать натуральный шелк, хлопок или синтетические материалы – нейлон, полиэстер, акрил.
80-е годы ХХ в.
Хай-тек
Основатели стиля хай-тек – французские дизайнеры. Они сделали ставку на высокотехнологичные материалы. Основы эстетики хай-тек были заложены в 80-х годах ХХ века, однако стиль до сих пор находится в стадии развития.
Лаконичный стиль сводит к минимуму использование текстиля. Предпочтение отдается практичным жалюзи из пластика или алюминия. Окна также можно затянуть рулонными шторами или повесить на стальной карниз портьеры серебристо-стального или асфальтного оттенка.
Предпочтение отдается высокотехнологичным синтетическим материалам; от вуалей и тюля лучше отказаться. Приветствуется рационализаторские идеи для светозащиты, например, шторы блэк-аут или тканевые жалюзи с чередованием прозрачных и светонепроницаемых полос по типу «день-ночь».
80-е годы ХХ в.
Скандинавский
Появился в конце XIX века, но массовое распространение получил только в 80-х годах прошлого столетия.
Портьеры, покрывала, пледы и чехлы для мебели выдержаны в светлых тонах. Характерны геометрические принты. Популярные техники: лоскутное шитье, тканевые аппликации. Самые востребованные материалы – лен, хлопок, муслин и смесовое полотно с преобладанием натуральных волокон.
Занавеси с драпировками в скандинавских интерьерах встречаются редко. Вместо тюля используют рулонные гардины. Декораторы могут поэкспериментировать с фактурой, используя вместо ковриков и мебельных покрывал овчину, замшу, искусственный мех и имитации звериных шкур.
История текстильного искусства — Галерея Турманович
Текстильное искусство – это нечто особенное. Текстиль отличается от других видов искусства, таких как живопись, фотография или скульптура, потому что ему удается пройти грань между практичностью и красотой. Возможно, именно по этой причине текстильное искусство так часто оказывается на переднем крае человеческого взаимодействия, несмотря на то, что иногда сталкивается с определенной степенью снобизма со стороны других представителей мира искусства.
Тонкая природа ткани означает, что ранние образцы текстильного искусства редки. Есть образцы одежды, восходящие к древнему Египту, но на самом деле именно в средневековый период мы начинаем видеть явно декоративные ткани. И ткачество, и вышивка были методами, обычно используемыми для создания предметов большой красоты и больших затрат.
Вероятно, самый известный пример ранней вышивки известен как нечто совершенно иное. Гобелен из Байё на самом деле не гобелен; это кусок вышитой ткани. Это также один из самых ранних образцов текстильного искусства, датируемый 11 веком и изображающий норманнское завоевание Англии. Здесь мы видим, что ткани используются для чего-то другого, кроме одежды или жилья; мастерицы (поскольку они, вероятно, были женщинами) были наняты, чтобы рассказать историю, произведение искусства, чтобы увековечить важное событие таким образом, чтобы каждый мог понять.
Гобелен из Байё
Однако в течение столетий, последовавших за норманнским завоеванием, в Европе господствовала английская вышивка. Opus anglicanum — или «английская работа» — искусство тонкой вышивки, которое стало чрезвычайно популярным как предмет роскоши. Невероятно тонкая вышивка использовалась как в бытовых, так и в религиозных целях, но большинство сохранившихся примеров относятся к церковному контексту. Высокопоставленные священники в средние века были одеты в церемониальные одежды, такие как риза (плащ) и риза (туника без рукавов), покрытые замысловато вышитой религиозной иконографией. И Стипл Астон, и ризы Батлера-Боудена, датируемые 14 веком, демонстрируют исключительное качество этого стиля мастерства, в котором жизни Христа и святых превращались в пригодные для носки произведения искусства. И opus anglicanum можно было найти не только на одежде; он также использовался как средство украшения других предметов, таких как обложка Псалтири Фельбригге.
Примерно в это же время в Европе стал популярен другой очень известный вид текстильного искусства: гобелен. Традиционно сотканные вручную на ткацком станке, гобелены выполняли ряд функций, от церемониальных до декоративных и практических (изоляция зданий от сквозняков). Из-за степени мастерства, связанного с их созданием, и того факта, что они обычно были результатом совместной работы дизайнера, художника и ткача, гобелены были предметами высокого статуса, доступными только богатым. Некоторые из лучших экземпляров были созданы в Аррасе, на севере Франции, и использовались в качестве украшения в богатых домах по всей Европе. Гобелены нередко оформлялись в виде наборов, например, великолепные девонширские охотничьи гобелены 15 века. Эта коллекция из четырех отдельных гобеленов иллюстрирует сцены охоты с участием различных животных, тема, которая была бы забавной и знакомой средневековым аристократам.
Фрагмент одного из гобеленов Девонширской охоты
Сцены, подобные тем, что изображены на охотничьих гобеленах Девоншира, служили визуальным развлечением для людей в то время, когда грамотность была низкой. Однако гобелены можно было использовать для рассказа другой истории, например, для пропаганды. Серия гобеленов, известная как «История Авраама», созданная по заказу Генриха VIII, служила не только произведением искусства высокого статуса; считается, что они были инструментом для легитимации положения Генриха как главы церкви в то время, когда его сын — и, следовательно, будущее его династии — наконец родился.
Гобелены были особенно популярным видом искусства, потому что, в отличие от картин, их было легко транспортировать. Это означало, что их можно было перемещать из одного места в другое с минимальным риском повреждения, что было особенно полезно, когда дело касалось дипломатии. Высокопоставленные лица в средние века использовали балдахин или «государственную ткань», сотканную из их личных знаков отличия, чтобы продемонстрировать свою власть. Место встречи Генриха VIII и Франциска I Французского в 1520 году было известно как «Поле золотой парчи» отчасти из-за экстравагантной демонстрации роскошных тканей обоими монархами.
Пазырыкский ковер
Во всем мире ткачество использовалось для создания альтернативы гобеленам средневековой Европы. Ковры были такими же портативными, декоративными и роскошными, как гобелены, но вместо этого использовались для покрытия полов, а не стен. Самый ранний из сохранившихся ковров — Пазырыкский ковер — удивительным образом датируется 5 веком до нашей эры на территории современной Армении, но тогда входившей в состав Персидской империи. Исторические свидетельства ковров можно найти по всей Азии, но особенно в исламском мире, где использование молитвенных ковриков было и остается широко распространенным явлением. Коран действительно несколько раз упоминает ковры, заявляя, что их можно найти среди всех удобств Рая.
Узор играет важную роль в дизайне исламских ковров. Вместо того, чтобы связывать конкретное повествование с текстильным искусством средневековой Европы, считается, что рисунки исламских тканей (и других форм декоративного искусства) имеют философское значение. Использование узорчатых мотивов представляет важность гармонии и баланса как в мире, так и на небесах. Этот симметричный способ мышления и дизайна хорошо виден в ковре Ардебиль, созданном в Персии 16 века.
Ковер Ардебиль
Несмотря на то, что текстильное искусство было бедным родственником «высокого» искусства, такого как живопись, текстильному искусству всегда удавалось оказаться в авангарде технологических и социальных изменений, таких как замечательная торговля пурпурной краской по всему Средиземноморью классической эпохи или введение роскоши. Законы об ограничении потребления экстравагантных товаров в средние века. Однако, возможно, это была промышленная революция 18-19 вв.века, которые оказали самое сильное влияние на текстиль. До этого момента производство всех видов текстиля — будь то одежда, гобелены или просто сырье — было трудоемким процессом. Все делалось вручную, и, хотя это отнимало много времени, это означало, что люди имели больший контроль над тем, что они производили, и сколько они брали. Изобретение автоматизированных средств производства, таких как механический ткацкий станок, поставило под угрозу традиционные средства к существованию и вызвало восстание луддитов, поскольку рабочие опасались, что их заменят машины.
В то время как, с одной стороны, луддиты, вероятно, были правы в своих опасениях, в конце 19 века на самом деле произошло возрождение традиционных текстильных искусств в Великобритании благодаря Уильяму Моррису и движению искусств и ремесел. Движение «Искусство и ремесла» было как творческим, так и политическим центром, выступавшим за возврат к старомодным методам ремесла, а также за экономические и социальные реформы. Представители движения «Искусство и ремесла» стремились остановить предполагаемое снижение стандартов, вызванное промышленной революцией, и на них сильно повлияли средневековые или деревенские стили украшения.
Уильям Моррис, Лесная ткань — Уголь
Уильям Моррис был ведущей фигурой движения «Искусство и ремесла», и его влияние до сих пор ощущается в дизайне. Вместе с другими знаменитостями, такими как Эдвард Бёрн-Джонс и Данте Габриэль Россетти, Моррис основал компанию по декоративно-прикладному искусству и дизайну интерьеров, над которой он в конечном итоге взял единоличный контроль: Morris & Co. возможно, он известен своими замечательными тканями. Неудовлетворенный современными методами окрашивания, Моррис решил вернуться к традиционным натуральным красителям, таким как индиго и кошениль, что привело к более ярким цветам его тканей. Его эксперименты с окрашиванием и ткачеством шелка привели его к открытию фабрики на юго-западе Лондона, где он создал более 600 рисунков для текстиля. Моррис также работал над коврами, такими как красивый ковер Буллерсвуд ручной работы, созданный в его доме в Хаммерсмите. Высшим и средним классам нравились проекты Морриса не только из-за их доступности и качества, но и из-за его философии полного художественного контроля. Он вернул личный контакт, который был удален промышленной революцией.
Медленно, но верно художники-декораторы, в том числе художники по текстилю, стали признаваться столь же важными, как и другие художники, и в некоторых случаях медиумы стали менее обособленными. Соня Делони, соучредитель движения орфического искусства в 20-м веке, была художницей, модельером и художником по текстилю, известной своим использованием смелых цветов и геометрических форм — даже одеяло, которое она сшила для своего маленького сына, сейчас находится в Музее. Национальное современное искусство в Париже. Гунта Штётцль стала единственной женщиной-мастером в школе Баухаус в Германии, где она возродила отдел текстиля. Одной из ее целей было отойти от идеи ткачества как «женской работы» — и, следовательно, отдельного от других видов искусства — поэтому она использовала тот же язык, который обычно используется при обсуждении современных картин. Как и Делони, Штёльц использовала смелые цвета и узоры, что можно увидеть в ее «Красно-зеленом гобелене с разрезами».
Анни Альберс ткачество
Немка Анни Альберс тоже училась в Баухаузе, где обнаружила, что ей как женщине доступны только определенные дисциплины. Она неохотно занялась ткачеством под опекой Гунты Штёльц и в конце концов стала главой отдела. Альберс также стала первым художником по текстилю, у которого была персональная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, что повысило как ее творческий статус, так и статус текстильного искусства. С 11 октября 2018 года по 27 января 2019 года в лондонской галерее Тейт Модерн пройдет выставка работ Альберса..
Найк Дэвис-Окундай, группа друзей
Сегодня у нас есть такие, как Nike Davies-Okundaye и Ann Hamilton, представляющие современное текстильное искусство. Дэвис-Окундайе — нигерийский дизайнер по текстилю, специализирующийся на традиционном нигерийском текстиле как на способе возрождения умирающей культуры в своей родной стране. Она проводит бесплатные уроки для молодых нигерийцев и хочет использовать текстильное искусство, чтобы помочь обездоленным женщинам. Энн Гамильтон — мультимедиа-художник, которая использует фотографии, перформансы, ткани и другие созданные объекты для создания крупномасштабных инсталляций. Так что именно здесь, в 21 веке, мы, наконец, видим, что текстильному искусству уделяется такое же место и значение, как и другим формам искусства. Пора.
Карен Турман Комментарий
0 лайковДревняя практика, которая продолжает изобретать себя заново
Этот пост может содержать партнерские ссылки. Если вы совершите покупку, My Modern Met может получить партнерскую комиссию. Пожалуйста, прочитайте наше раскрытие для получения дополнительной информации.
Мы соприкасаемся с текстильным искусством каждый день. От одежды, которую мы носим, до предметов, украшающих наш дом, это искусство может быть одновременно красивым и полезным. Но неудивительно, что это поле относится к этим двум категориям. В начале своей долгой истории текстиль рассматривался скорее как утилита, а не как нечто, не выполняющее никакой заметной функции, кроме эстетической. И хотя это все еще так и сегодня, дальновидные креативщики помогали искусству постоянно изобретать себя заново.
История текстильного искусства
Текстильное искусство Индии конца 18-начала 19 века. (Фото предоставлено Википедией)
Доисторические корниТекстильное искусство является одним из древнейших видов искусства в человеческой цивилизации. Вначале он был ориентирован не на внешний вид, а на практические цели, такие как одежда или одеяла, чтобы согреться. Это восходит к доисторическим временам, и, по оценкам антропологов, это было от 100 000 до 500 000 лет назад. Эти товары были сделаны из шкур животных, меха, листьев и многого другого.
С течением времени и расселением неолитических культур ткани становились все более сложными. Многие ранние изделия изготавливались с помощью валяния, при котором волокна животных (например, шерсть) взбалтывались, чтобы сцепить их в прочную связь. Однако помимо этого люди также пряли волокна для создания нитей. Они были сплетены вместе и больше напоминают то, к чему мы привыкли сегодня.
Создание одежды и других тканей было трудоемким делом — все приходилось делать вручную. Это включало сбор волокон растений или животных, а затем их скручивание, чтобы превратить их в пряжу. Изготовление предмета одежды было не только утомительным процессом, но и дорогим; портные и швеи переделывали одежду, чтобы она прослужила долго. В зависимости от того, насколько кто-то был богат, они могли получить импортные ткани и красочные краски. Торговые пути Шелкового пути доставляли китайский шелк в Индию, Африку и Европу. В то время как одежда по-прежнему была доминирующим видом искусства из волокна, аристократия также могла позволить себе украшать стены, полы и мебель своих дворцов пышными и яркими предметами.
Промышленная революция
Промышленная революция стала поворотным моментом для текстиля. С изобретением хлопкоочистительной машины, прядильной машины «Дженни» и механического ткацкого станка создание ткани стало автоматизированным и могло производиться в больших масштабах. Текстиль больше не был только для богатых; когда цены упали, они стали доступны большей части общества. Это также означало, что эти материалы не были такими ценными, и творческие люди могли экспериментировать с ними невиданными ранее способами.
Современная эпоха
Богатая история текстиля заложила основу для современного творчества. В наше время термины «искусство волокна» или «искусство текстиля» обычно описывают предметы на основе текстиля, не предназначенные для использования по назначению. Хотя эта сфера ранее считалась «женской работой», художники — особенно женщины-художницы в 1960-х и 70-х годах — начали восстанавливать эту область и возводить ее в ранг высокого искусства.
Популярные техники в текстильном искусстве
Текстильное искусство — это широкий термин, который может охватывать множество подходов.
ТкачествоТкачество на станке (Фото предоставлено: 54613/Shutterstock)
Плетение — одна из самых ранних техник. Здесь нити сплетаются вместе на ткацком станке под пересекающимися углами, образуя ткань. Это обычно можно увидеть в одежде, но ткачество также может быть превращено в произведение искусства. Они часто вывешиваются в виде настенных ковров, а современные ткачи, такие как Женевьев Гриффитс, экспериментируют с весом пряжи и длиной стежка, чтобы создавать очень текстурированные работы.
Вышивка
Игла для вязания крючком со стежками (Фото: Marie C Fields/Shutterstock)
Вышивка — еще одна популярная форма, в которой художники используют нити для вышивания декоративных рисунков на ткани. Изображения, которые часто называют искусством обруча, в основном остаются в пределах круглой рамки. Но в современной вышивке нет правил, поэтому нет ничего необычного в том, что ткань и нитки высыпаются из пяльцев. Ана Тереза Барбоза — отличный пример такого метода практики. В своих работах она создает пейзажи, которые простираются далеко за пределы обруча и стекают к полу.
Вязание спицами и крючком
Вязание спицами и вязание крючком — две другие техники работы с текстилем. В обоих случаях используются большие иглы — двойные и одинарные соответственно — для скручивания нити в разные стежки, которые, в свою очередь, создают узоры большего размера. Эти подходы чрезвычайно распространены в вашем любимом свитере или одеяле, но художники использовали их как средство выражения. Джоана Васконселос использует вязание крючком, чтобы украсить статуи животных красочными узорами. Точно так же художник Олек «бомбит» здания, в том числе покрыв весь дом ярко-розовым крючком.
В то время как многие художники по текстилю используют традиционные техники в качестве отправной точки для своих работ, другие художники деконструируют эти устоявшиеся практики, чтобы создать минималистское искусство, которое, тем не менее, производит впечатление. Гэбриэл Доу — фантастический пример этого. В его инсталляциях для конкретных мест используются тонкие, как бритва, разноцветные нити, протянувшиеся по комнатам. В результате в помещении сияют лучи радужного света.
Современные художники по текстилю
Благодаря множеству визуальных возможностей и богатой истории неудивительно, что современные художники по текстилю демонстрируют огромные различия, которые возможны при работе с тканью, нитками и пряжей.
Пи Уильямс
Фото: Пи Уильямс
Художник Пи Уильямс работает в разных дисциплинах, чтобы создавать произведения искусства, воспевающие мир природы. Живя в Новом Южном Уэльсе, Австралия, она смотрит на окружающую ее прибрежную среду как на источник вдохновения для своих текстильных изделий. Работы на натянутой ткани включают вышивку перфорированной иглой, аппликацию и сшивание пряжей для создания абстрактных изделий, имитирующих цветы, листья и другие органические формы.
Пи Уильямс: веб-сайт | Инстаграм
Джоана Васконселос
Фото: Хоана Васконселос
Синоним 1960-х годов, термин «сила цветов» стал лозунгом мирного, антивоенного движения того времени. Новейшая работа португальской художницы Хоаны Васконселос, названная в честь движения, прославляет красочную эстетику той эпохи. Ее текстильное искусство Flower Power было создано путем обертывания электрогитары Fender Stratocaster хлопковым узором крючком.
Джоана Васконселос: веб-сайт | Facebook | Инстаграм | Ютуб
Фаиг Ахмед
В мире текстильного искусства ковры существуют уже давно. Термин впервые появился еще в 13 веке, и они по-прежнему так же популярны, как и сегодня. Художница Фаиг Ахмед придает коврам современный вид, добавляя компьютерные сбои к традиционным мотивам.
Фаиг Ахмед: веб-сайт | ФейсбукХудожник по текстилю Александра Кехайоглу
Фото: Александра Кехайоглу
Художник по текстилю Александра Кехайоглу привносит в интерьер красоту аргентинского пейзажа с помощью своих невероятных дизайнов шерстяных ковров. Каждое функциональное произведение искусства имеет шерстяные текстуры ручной работы, которые представляют луга и реки ее страны. Тяга художницы к природе связана не только с эстетикой, но и с личным стремлением повысить осведомленность о сохранении природных ландшафтов ее родины.
Александра Кехайоглу: Веб-сайт | Facebook | Инстаграм
Юми Окита
Фото: Юми Окита
Нередко кто-то не любит насекомых, но трудно устоять перед очаровательным очарованием текстильных мотыльков и бабочек Юми Окита. Изготовленные из ткани, проволоки, вышивальных ниток и искусственного меха, эти скульптуры жуков могут уместиться на ладони.
Если вы хотите заполучить одного из этих милых существ, Окита продает своих текстильных мотыльков и бабочек через свой магазин Etsy.
Юми Окита: Etsy
Серхио Роджер
Фото: Серхио Роже
Когда мы думаем о трехмерном изобразительном искусстве, мы обычно представляем себе статуи из блестящего мрамора. Что ж, один художник бросает вызов нашему восприятию «идеального» изобразительного искусства серией плюшевых скульптур. Художник из Барселоны Серджио Роже создает уникальное текстильное искусство, вдохновленное классическим искусством и архитектурой. От величественных римских бюстов до фрагментированных греческих колонн, каждое из этих произведений перекликается с древним прошлым с «мягкой» изюминкой.
Серхио Роджер: веб-сайт | Инстаграм
Современные художники-вышивальщицы
За последние несколько лет вышивка возродилась, и художники постоянно продвигают ее в новых направлениях.
Ана Тереза Барбоза
Художник по текстилю из Перу Ана Тереза Барбоза (Ana Teresa Barboza) создает красочную вышивку, изображающую естественные формы, встречающиеся в растительной жизни и ландшафтах. Ее трехмерные работы часто выходят за пределы пялец или холста, над которыми она работает, иллюстрируя расползание органических предметов. Последняя работа Барбозы продолжает раздвигать границы вышивки, объединяя различные дисциплины, такие как иллюстрация и фотография.
Ана Тереза Барбоза: Веб-сайт | Инстаграм
Даниэль Клаф
Обычно мы ожидаем, что вышивка будет вышиваться в пяльцах, но художница Даниэль Клаф бросает вызов общепринятым правилам в своем искусстве волокна. В течение многих лет она пришивала растения к старинным теннисным ракеткам и превращала спортивный инвентарь в портативные произведения искусства.
Даниэль Клаф: веб-сайт | Инстаграм | Обмен навыками
Сара К. Беннинг
Фото: Сара К. Беннинг
Сара К. Беннинг из Нью-Гэмпшира обучалась изобразительному искусству, прежде чем увлеклась вышивкой. Благодаря вдохновению и упорному труду хобби Беннинга вскоре переросло в полноценную карьеру. Ее острое внимание к рисованию и композиции создает произведения, которые напоминают полноценные иллюстрации. Таким образом, эстетика Беннинга мгновенно узнаваема. Ее любовь к ботанике, дизайну интерьеров и старинным тканям проявляется в ее миниатюрных, сшитых вручную «картинах».
Сара К. Беннинг: Веб-сайт | Инстаграм | Facebook | Пинтерест
Габриэль Доу
Фото: Габриэль Доу
По мере развития художественного волокна его материалы становятся основой для скульптуры.
Художник Габриэль Доу использует нить для создания радужных лучей в помещении. Его невероятные инсталляции Plexus для конкретных мест — некоторые в художественных галереях, а другие в таких местах, как аэропорты, — включают в себя множество радужных архитектурных элементов, охватывающих нити. Визуально эффектные изделия побуждают нас быть в настоящем моменте и восхищаться их блестящей красотой.
Габриэль Доу: веб-сайт | Инстаграм | Фейсбук
Текстильное искусство в современной моде
Текстиль не полностью оторвался от своих корней. Его скромное начало продолжает процветать в мире моды. Хотя многие предметы одежды по-прежнему изготавливаются для чисто утилитарных целей, дизайнеры-авангардисты представляют себе одежду как эффектное произведение искусства из ткани.
Сильви Факон
Фото: Сильви Факон
Французский дизайнер Sylvie Facon создает платья на заказ, достойные сказки. Ее специализация включает в себя украшение изящных шелковых платьев вышивкой, бисером и даже росписью. Одно из ее последних творений представляет собой романтическое изображение буколического европейского пейзажа, обрамленного лиственной каймой.
Сильви Факон: Веб-сайт | Facebook | Инстаграм
Красное платье Проект
Фото: The Red Dress
Красное платье – это проект британской художницы Кирсти Маклеод, который исследует самобытность, культуру и традиции с помощью текстиля и вышивки. Пройдя через руки 343 вышивальщиц в 46 странах, окончательная часть была собрана в сшитое с любовью и замысловатое платье длиной до пола.
Красное платье: Веб-сайт | Инстаграм
Виктор и Рольф
Фото: Виктор и Рольф
Фото: Виктор и Рольф
Голландские модельеры Viktor & Rolf превратили картины в замысловатые рамки в авангардные платья во время своего последнего показа в Париже. Первоначально носимое искусство украшало заднюю стену подиума, но моментально преобразилось, как только появились модели. И Виктор, и Рольф сняли со стены свои «картины» в стиле барокко и переделали их по своим предметам. Этот процесс интересно отражает спонтанность живописи действия, тем более что вся метаморфоза происходила прямо на глазах у зрителей.
Дизайнеры Viktor & Rolf буквально воплотили эту идею в платьях, которые напоминают картины в рамах.
Виктор и Рольф: веб-сайт
Коперни
Белла Хадид закрывает Coperni ss23! Они «сделали» платье в прямом эфире на подиуме! pic.twitter.com/14a6yESX3A
— Линда (@itgirlenergy) 30 сентября 2022 г.
История моды вошла в историю, когда Белла Хадид пришла на показ мод Coperni Весна-Лето 2023, и ее белое платье было разрисовано баллончиком посреди подиума. Она вышла на подиум, чтобы закрыть мероприятие, надев только нижнее белье и туфли на каблуках с ремешками. Затем со стороны появилась группа маляров, которые приступили к распылению на ее тело фабрикана — типа синтетического волокнистого материала, который можно наносить через устройство-распылитель. После нескольких завораживающих минут наблюдения за тем, как материал затвердевает на глазах у зрителей, Хадид была одета в белое платье средней длины, которое выглядело так, как будто оно было сшито.
Коперни: Веб-сайт
Как сделать собственное текстильное искусство
Фото: Кирики Пресс
Начать заниматься текстильным искусством очень просто. Для энтузиастов вышивки продавцы Etsy, такие как Kiriki Press, создали наборы, которые научат вас вышивать стежками, когда вы будете создавать игривую мягкую игрушку. И Сара К. Беннинг не держит свои замечательные модели в себе. Раз в месяц она выпускает новую схему, которую вы можете вышить самостоятельно.
Онлайн-классы
Фото: My Modern Met Academy
Если вы предпочитаете видеоинструкции, существует множество творческих онлайн-классов, которые покажут вам различные техники художественного творчества.